По данным исследования HeadHunter, 58% работодателей обращают внимание на грамотность соискателей. Чаще всего хороших навыков в правописании ждут от сотрудников сфер маркетинга, информационных технологий и продаж. При этом 22% компаний готовы закрыть глаза на этот вопрос, если речь идет о найме профессионала. Эксперт по деловому этикету Жаклин Уитмор отмечает, что грамотность играет большую роль в том, как к человеку будут относиться его начальство и коллеги. Кроме того, навыки составления красивого убедительного текста способны принести пользу бизнесу.
Почему неграмотность плохо влияет на бизнес
По мнению Уитмор, существуют как минимум три причины, по которым важно избегать грамматических и орфографических ошибок в деловом письме: «В первую очередь вы рискуете быть непонятным: получатель сообщения попросту не сообразит, какую мысль вы хотели донести. Кроме того, уровень грамотности отражает ваш интеллект, что напрямую связано с вашими авторитетом и надежностью. Наконец, чистый текст подчеркивает, что вы относитесь с заботой как к получателю письма, так и к бизнесу».
По словам экспертов, правописание играет большую роль при разработке продающего контента. Например, если вы зайдете в онлайн-магазин и обнаружите в текстах массу ошибок, то, скорее всего, покинете сайт. Исследование Chartbeat показывает, что у брендов в распоряжении есть всего лишь 15 секунд для того, чтобы привлечь и постараться удержать внимание потребителя. Столь жесткие условия заставляют компании составлять короткие, понятные, а главное — грамотные сообщения.
Директор Just Say Please Чарьз Данкомб утверждает, что орфографические ошибки способны вдвое снизить прибыль интернет-магазина, а британская онлайн-торговля из-за неграмотности сотрудников еженедельно теряет миллионы фунтов стерлингов. «Вы можете писать как угодно, общаясь в чате с друзьями, однако вы должны быть внимательны, когда разрабатываете коммерческое предложение или текст для сайта компании. Любой ваш недочет может подорвать доверие к организации», — считает директор Оксфордского интернет-института Уильям Даттон.
Уровень грамотности персонала
Проведенное HeadHunter исследование указывает, что 70% российских работников постоянно следят за своей как письменной, так и устной грамотностью. Больше всего таких респондентов оказалось среди представителей сферы услуг. Эксперты объясняют это тем, что сотрудники магазинов, салонов красоты и гостиниц много общаются с людьми, поэтому грамотность для них является необходимостью. При этом рекрутеры выделяют несколько сфер, в которых работники наиболее активно совершенствуют знания русского языка: спорт-индустрия, высший менеджмент, добыча сырья, страхование и юриспруденция.
Что касается отношения к ошибкам в правописании, то 49% сотрудников обращают внимание на недочеты, которые допускают окружающие. Из них 46% крайне негативно относятся к безграмотности и заявляют, что это может стать причиной ухудшения отношений с коллегами. Опубликованный агентством Prolific опрос показывает, что не знающие правил правописания подчиненные могут попасть под критику начальства: так, в 41% случаев реакция директора на ошибки может быть слегка раздраженной, в 26% — сильно раздраженной, а в 8% — руководитель может выйти из себя.
Частые ошибки в правописании
Доцент Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Елена Кудрявцева отмечает, что в России падение уровня грамотности среди работников началось в конце 1980-х годов. По ее словам, советские граждане намного реже допускали ошибки, поскольку часто были вынуждены писать от руки: например, при трудоустройстве человек составлял автобиографию, демонстрируя свои знания русского языка, а сотрудникам ежедневно приходилось заполнять различные документы. В 1990-е многие компании, отмечает эксперт, перестали обращать внимание на наличие высшего образования у соискателей, что тоже сыграло роль в падении общего уровня. А уже в 2000-х можно было не держать знания в голове, поскольку при составлении текста на ошибки указывали компьютерные текстовые редакторы.
Филологи подчеркивают, что даже самый образованный человек, попав в среду малограмотных людей, может со временем растерять свои навыки, поскольку окружающие не ждут от него строго соблюдения норм. При этом за последние годы рейтинг наиболее распространенных ошибок остается практически неизменным: сотрудники все так же путаются между «тся» и «ться», не знают, «что надеть», а «кого одеть», а также испытывают проблемы с частицей «ли» (пишут «наврядли» вместо «навряд ли»). Также затруднения вызывают «придти» и «прийти», «в общем» и «вообщем» и «в течение» и «в течении». Кроме того, филологи сетуют на то, что работники стали чаще пренебрегать правилами расстановки запятых: они либо игнорируют их, либо усеивают ими текст («Мы готовы предложить, Вам, сотрудничество и надеемся что этот, положительный, опыт будет полезен Вашей и Нашей компании»).
Как избежать ошибок
В рамках борьбы с безграмотностью HR-специалисты рекомендуют регулярно проводить диктанты с персоналом. Причем этот процесс можно облечь в игровую форму: например, заранее объявить, какой приз получит победитель (допустим, выходной среди недели) и какое наказание ждет проигравших (выполнение самой рутинной работы). В качестве задания лучше всего подойдет текст, насыщенный фразами, с которыми сотрудникам приходится сталкиваться по долгу службы, например: «Рекламная кампания агентства», «Благодарим юрисконсульта», «Располагаем сетью специализированных салонов» и «Апеллировать к вышестоящей инстанции».
Чтобы избежать ошибок при деловой переписке, Жаклин Уитмор дает следующие рекомендации работникам: «В первую очередь не торопитесь: составляйте письмо медленно и обдуманно, не отвлекаясь на посторонние дела. Помните, что в режиме многозадачности вы увеличиваете шансы на промах. Когда текст будет готов, проверьте, правильно ли вы указали все имена и фамилии, а также специфические термины. Перед отправкой попросите своего коллегу, в чьей грамотности вы не сомневаетесь, прочесть письмо и выявить недочеты». По словам эксперта, каждому из нас свойственно ошибаться, однако деловая репутация слишком важна, чтобы потерять ее из-за плохой орфографии или пунктуации.
7 частых ошибок в резюме, из-за которых вы не получаете работу