3 научно обоснованных метода убедить босса в чем-либо
Практически каждый сотрудник имеет свое видение по улучшению рабочего процесса, продукта или решение определенной проблемы. Иногда его позиция находит немедленный отклик у руководителя, но бывают и обратные случаи, когда начальник не намерен соглашаться с чужим мнением. Стоит ли убеждать босса в своей правоте или сослаться на индифферентный принцип «старшему виднее», зависит как минимум от двух факторов: насколько вы убеждены в правильности своей идеи и насколько ваш руководитель компетентен в обсуждаемом вопросе — то, что этот человек начисляет вам зарплату вовсе не означает, что он обязан разбираться во всем. И если оба этих фактора складываются в вашу пользу, то вам необходимо найти способ убедить своего босса принять ваше мнение. Доктор философии и профессор психологии и маркетинга Техасского университета в Остине Арт Маркман предлагает рассмотреть эту ситуацию с позиции науки и обратить внимание на то, что в принципе вынуждает людей поверить в чужую идею.
Социальная реальность
Есть вещи, в существование которых мы верим без оглядки на то, понимаем их или нет. Хороший пример — гравитация. Каждый из нас знает, что гравитация — это сила, которая заставляет предметы падать на землю, но немногие смогут даже приблизительно описать ее формулу. Мы принимаем факт гравитации просто потому, что он уже доказан и остальные люди в него верят.
Данным примером Маркман описывает механику убеждения другого человека. «Если вы хотите, чтобы начальник принял ваш курс, то один из верных способов этого — заручиться поддержкой других лиц, которые подтвердят вашу правоту», — говорит психолог. По мнению Маркмана, чем большее число людей формулируют определенную теорию, тем более она выглядит правдоподобной для слушателя.
И это не значит, что руководитель обязательно полюбит вашу идею или даже поймет ее. Просто людям свойственно верить в то, что является общеизвестным. И данная психологическая особенность помогает нам успешно контактировать с другими участниками любой социальной группы.
Не будь злюкой: как общаться с коллегой, который провоцирует конфликт
Согласованность
Еще одна вещь, которая, по мнению Маркмана, укрепляет нашу убежденность в чем-либо, — это возможность информации вписаться в логический ряд других фактов. В связи с этим психолог рекомендует высказывать свою идею внутри соответствующего контекста: «Чтобы быть убедительным, ваша позиция должна совпадать со многими вещами, в которые ваш босс уже поверил». Маркман считает, что аргументы должны подаваться адресату в виде истории, в которой они разумным образом согласованы с другой достоверной информацией. Так ваша идея, которая уже будет частью существующих убеждений руководителя, приобретет дополнительную силу.
Драматургия
«К счастью, мозг — это инструмент предугадывания, — говорит Маркман. — Поэтому лучший способ заставить кого-то поверить в вашу идею — это позволить собеседнику додумать эту идею самому». Фактическая причина, по которой люди находят общий язык, по мнению психолога, заключается в том, что в разговоре один человек постоянно пытается предсказать, что скажет другой. Это превращает диалог в увлекательный процесс, который стимулирует умственную активность.
Данную способность успешно используют комики во время своих выступлений, отмечает Маркман. Хорошая шутка требует, чтобы зритель сделал определенный прогноз о том, куда повернет история. Комик подрывает предсказание слушателя, интерпретируя конец истории уникальным и забавным образом.
При общении с боссом работает тот же метод: минус юмор, плюс информативность. Чтобы быть убедительным, создайте повествовательную цепочку, которая будет предварять напрашивающуюся мысль. Вашу мысль. Идея, в которой вы намерены убедить руководителя, возникает естественным образом из предваряющей ее информации, а главное, она кажется единственной логичной в контексте предлагаемых обстоятельств.
При этом Маркман советует не отказываться от своих взглядов, даже если в прошлый раз вы не снискали поддержки со стороны начальника. «Большинство людей на руководящих должностях выслушивают много идей от разных людей в течение недели, — рассуждает Маркман. — Естественно, что они не будут помнить детали каждого разговора, особенно если он велся всего один раз». В результате у вас всегда остается шанс добиться консенсуса с боссом, пусть до этого вы и столкнулись с отказом.