Как заставить клиента заплатить вовремя
Успешное управление малым бизнесом зависит от состояния денежного потока, на который, в свою очередь, влияют клиентские платежи. Если партнеры или подрядчики регулярно задерживают финансовые переводы, это может негативно сказаться на всех внутренних процессах предприятия и даже привести к его остановке. Консультант по контент-маркетингу CopyPress Дерек Миллер рассказывает о том, как можно избежать встречи с такими клиентами и добиться своевременной оплаты услуг.
Изучите клиента
Перед заключением контракта консультант рекомендует навести справки о компании, с который вы намерены начать сотрудничество: «Узнайте, какую репутацию имеет организация в вашем городе. Возможно, на нее часто поступают жалобы или она становилась участником судебных разбирательств». Сегодня нетрудно собрать такую информацию — для этого достаточно обратиться к открытым источникам в интернете или пообщаться со знакомыми предпринимателями.
Заключите договор
Любое сотрудничество должно быть закреплено договором. В этом документе необходимо не только подробно описать проект, который вы намерены выполнить, но и указать полную стоимость услуг, а также период оплаты. Кроме того, вы обязаны обозначить штраф, который будет наложен на клиента, если тот не успеет рассчитаться с вами в оговоренные сроки. По мнению Миллера, договор закрепляет добровольное сотрудничество, в рамках которого обе стороны осведомлены о последствиях. Если клиент не сможет выполнить свои обязательства, вы, владея этим документом, вправе обратиться в суд.
Получите предоплату
Как отмечает эксперт, предприятия малого бизнеса выбирают различные формы оплаты: например, одни требуют аванс, после чего приступают к работе, другие предпочитают получать средства по окончании каждого этапа проекта. В обоих случаях, если деньги не поступили на ваш счет, вы вправе отказаться от задачи. Построенные таким образом деловые отношения служат страховкой для исполнителя и снижают риск финансового мошенничества.
Установите штраф за неуплату
По мнению Миллера, предприятия малого бизнеса обязаны включать в договор пункт о штрафе за несвоевременную оплату услуг. Эта строчка в документе является распространенной практикой, и, если клиент отказывается от нее, возможно, на этом стоит прекратить с ним сотрудничество. Консультант указывает, что компания вправе самостоятельно определить период выплаты, после которого вторая сторона облагается взысканием. Размер штрафа также устанавливается в произвольном порядке — например, он может составлять 0,1% от суммы контракта в день. Чтобы не усугублять ситуацию, Миллер рекомендует заранее (за 2-3 дня) напомнить клиенту об оплате, а после часа Х еще раз связаться с заказчиком и заявить о том, что его может ждать штраф.
Настойчиво ищите клиента
Нередки случаи, когда клиент перестает отвечать на сообщения и исчезает из поля зрения. В этом случае вам придется приложить усилия, чтобы выйти на него. «Постоянно звоните, атакуйте аккаунты в соцсетях, наведывайтесь к нему в офис и узнавайте у его приближенных, где может скрываться этот человек», — советует Миллер. Консультант уточняет, что такое поведение вполне уместно, если клиент задолжал крупную сумму и не рассчитывается с вами несколько месяцев.
Прекратите сотрудничество
«Если компания срывает сроки оплаты, перестаньте с ней сотрудничать. Многие представители малого бизнеса, столкнувшись с недобросовестными клиентами, надеются, что впоследствии финансовая ситуация сможет выровняться. На самом деле, это происходит редко: если организация раз за разом не выполняет свои обязательства, от нее не стоит ждать ничего хорошего», — делится мнением Миллер. Консультант по контент-маркетингу советует ответить отказом клиенту, который предложит участие в новом проекте, при этом не оплатив работу за предыдущий. Если вы все-таки согласитесь, то обозначьте следующие условия: перед началом проекта заказчик обязан перевести вам 50-процентную предоплату, а оставшуюся часть — отдать незадолго до его завершения.
Используйте факторинг
Факторинг подразумевает обмен будущей выручки на деньги. В этой ситуации компания, оказав спектр услуг клиенту, обращается к третьей стороне (например, банку, микрофинансовой или факторинговой организации) и уступает ей ожидаемую прибыль. Взамен организация получает от банка часть суммы (до 70-80%), указанной в контракте. Чаще всего предприниматели используют этот механизм, если с самого начала не доверяют письменным гарантиям клиента или если долгое время не могут добиться оплаты.
Обратитесь в суд
По словам Миллера, многие малые предприятия не любят обращаться в суд из-за просрочки платежей, считая подобные разбирательства длительными, дорогостоящими и нервными. Однако при наличии хорошего юриста вы сможете быстро добиться желаемого результата. Впрочем, зачастую клиенты, как только речь заходит о суде, сразу же находят средства, поскольку не хотят рисковать деньгами и ставить под удар свою репутацию.