Анна Жуковская
Анна Жуковская
23 апреля 2024

Как управленцу решать глобальные задачи с помощью метода декомпозиции

Если цель кажется недостижимой, скорее всего, вы построили неверный маршрут. Возможно, вы забыли о том, что к цели стоит идти планомерно, дробя свой «путь» на небольшие отрезки. Сделать это помогает метод декомпозиции — с ним намного проще распределять ресурсы, соблюдать сроки и не сбиваться с намеченного пути. Что из себя представляет данный метод и как он поможет вашему бизнесу — поговорим далее.

Что такое декомпозиция?

Все очень просто: она позволяет превратить одну большую цель в несколько маленьких и более простых в реализации задач или шагов, позволяющих добиться желаемого результата планомерно. Работа может превратиться в хаос, если не разделить ее на этапы, так как неясно, за что браться в первую очередь, сколько времени потребуется заложить на весь проект, кто из членов команды будет над ним трудиться и за какую зону станет нести ответственность конкретный специалист.

Например, вы хотите увеличить количество аудитории в своем аккаунте в социальных сетях с 1 тысячи человек до 10 тысяч. Вроде простая задача, но именно декомпозиция позволяет понять, как прийти к результату: допустим, в первую очередь вы начнете искать наиболее эффективные инструменты продвижения, после того как определитесь с методами, наметите план и делегируете обязанности своим специалистам, предварительно оговорив объем работы, задачи и конечный результат, к которому необходимо прийти. Таким образом изначальная цель превратится в продуманную стратегию из списка шагов, каждый из которых позволяет дойти до нее путем выполнения простых и понятных действий.

Декомпозиция помогает:

  • Выделить ключевые этапы, определить приоритет каждого из них.
  • Распределить задачи, ресурсы между участниками команды, назначая ответственных за реализацию каждого намеченного шага.
  • Установить реалистичные сроки, за которые будет достигнута намеченная цель.
  • Получить наглядный план действий в формате пошаговой схемы, к которому можно возвращаться при необходимости. Его наличие позволяет придерживаться намеченной стратегии, не проваливаться в прокрастинацию и не отказываться от цели.

Декомпозиция предполагает, что вы двигаетесь от общего — к частному, от более сложного — к простому, распределяя задачи в иерархическом порядке. Каждая из них представляет собой одно простое действие с обозначенным сроком выполнения, критерием оценки результата и ответственным за его реализацию сотрудником.

Дробить масштабную цель на подзадачи можно разными способами, о наиболее полезных поговорим далее.

Основные виды декомпозиции и принципы их применения

В рамках данного метода существует множество инструментов, мы рассмотрим несколько наиболее популярных и простых в реализации.

  • Пошаговый или последовательный — его суть заключается в том, что задачи, необходимые для достижения цели, распределяются одна за другой, поэтапно, как будто новая вытекает из предыдущей, а также обозначают срок и ожидаемый итог. Опять же, обратимся к примеру с увеличением аудитории на вашем сайте или ином ресурсе, где вы продвигаете услуги вашей компании. Вы хотите привлечь больше людей в свой аккаунт в социальных сетях и составляете план действий, где первое — найти наиболее эффективные инструменты продвижения (одна неделя), второе — выбрать ответственного за данный инструмент (два дня), третье — поручить ему подготовить план публикаций (три дня), четвертое — приступить к реализации (также в обозначенные сроки).
    Такой метод подходит для работы над простыми целями, чтобы упорядочить последовательность действий и видеть весь объем задач.
    На него похожа декомпозиция по принципу меняющихся показателей, однако в качестве критерия вместо сроков устанавливают измеримый результат — допустим, найти 2 инструмента продвижения, составить план публикаций на 30 дней, достичь охватов в 2000 человек на публикацию и т. д.
  • Вертикальная декомпозиция — используется, когда цель подразумевает, что для ее достижения параллельно нужно вести работу в несколько направлениях. Например, если отталкиваться от задачи увеличить количество подписчиков в социальных сетях, то шагами, позволяющими ее достичь, может быть выбор 2–3 инструментов продвижения, определение нескольких ответственных за каждый из них с последующей разработкой плана публикаций и его реализацией. Таким образом проще тестировать гипотезы и в некоторых случаях можно быстрее прийти к результату.
  • Метод Брайана Трейси, известного коуча и бизнес-тренера, который предлагает разделить цель на шаги, отталкиваясь от перечня из 12 параметров, среди которых: желание, вера в осуществление цели, запись цели, польза от ее достижения, анализ ситуации, установка сроков, определение препятствий, поиск ресурсов, поиск окружения, подготовка плана, визуализация, решимость действовать. Данный инструмент показывает эффективность при комплексной работе над сложными целями, предполагающими сбор дополнительной информации. Чаще всего его применяют на старте целеполагания, например когда вам необходимо разобраться, чего вы хотите добиться и как распределить задачи между членами команды.

Несмотря на эффективность метода декомпозиции, он нужен далеко не всем и не всегда, например если вы понимаете, что ваши цели вполне достижимы в ближайшем будущем и не требуют затраты столь большого количества ресурсов, можно обойтись и без него. Он станет полезным инструментом в тех случаях, когда долго не удается начать работу над задачей и сложно понять, что именно потребуется сделать для результата.

Почему необоснованная самоуверенность представляет опасность для карьеры

Как преодолеть перфекционизм в работе и бизнесе