Константин Волков
Автор:
Константин Волков
15 июня 2020

Как убедить работников брать на себя ответственность

По словам HR-тренера Алана Циммермана, за последние 30 лет у компаний изменилось отношение к персоналу: если раньше работодатели требовали беспрекословного подчинения и неукоснительного выполнения обязанностей, то сегодня руководители заинтересованы в тех, кто может брать на себя больше ответственности и делиться новыми идеями. Однако такие сотрудники — большая редкость, поскольку, как отмечает эксперт, большинство предпочитает отсидеть положенные часы и в течение дня не попадаться на глаза начальству. Циммерман призывает не обвинять коллектив в безынициативности, а задуматься над тем, как можно развить ответственность в сотрудниках.

Почему работники избегают ответственности

«Ваши подчиненные могут уклоняться от ответственности по разным причинам: например, из-за банальной лени или страха потерпеть неудачу и стать объектом критики. Однако без этого качества ни один человек не сможет добиться успеха ни на работе, ни в личной жизни», — отмечает HR-тренер. По словам Циммермана, порой трудно понять, что человек всеми силами избегает ответственности, зато об этом может просигналить его поведение. Например, такой сотрудник не проявляет интереса к своей работе и жизни коллектива, он склонен избегать сложных задач, а в своих неудачах часто обвиняет коллег. Кроме того, ему трудно доверять окружающим, и он постоянно сетует на то, что руководство несправедливо к нему и не замечает его достижений.

Как научить сотрудников брать на себя ответственность

По мнению Циммермана, недостаточно призвать сотрудников брать на себя ответственность: чтобы люди смогли под другим углом посмотреть на себя и свою роль в коллективе, нужно провести с ними подготовительную работу.

Расскажите о роли и ценности каждого сотрудника

HR-тренер отмечает, что порой сотрудники не понимают, какую роль они играют в компании и в чем заключается ценность их работы. Из-за неведения они впадают в апатию и теряют интерес к происходящему в коллективе. «Естественно, призывать к ответственности такого человека довольно глупо, — подчеркивает Циммерман. — В первую очередь вы должны объяснить ему, какое место он занимает в организации и почему без него не обойтись всей компании». По словам эксперта, боевой дух проще поддерживать в коллективе, участники которого не только заняты своими обязанностями, но и видят полную картину происходящего, при этом осознавая свою роль в бизнес-процессах. В таком контексте сотрудники легче соглашаются брать на себя ответственность, поскольку этот шаг увеличивает их значимость.

Верьте в свою команду

По слова Циммермана, некоторые менеджеры допускают серьезную ошибку: они фокусируют внимание только на ошибках сотрудников и считают своих подчиненных плохими специалистами, не способными на успех. Находящиеся в такой ситуации работники думают лишь о том, как избавиться от психологического давления, не обращая внимание на слова об ответственности. «Вы не вправе требовать чего-либо от людей, которым не можете доверять, — отмечает HR-тренер. — Начните с того, чтобы изменить свое отношение к сотрудникам и увидеть в них квалифицированных работников. Перед выполнением проекта заявите, что вы надеетесь на них и ждете больших результатов, и люди по достоинству оценят вашу веру».

Подайте пример

«Нельзя требовать от сотрудников ответственности, если вы сами не готовы к этому. Люди последуют за вами лишь в том случае, если вы станете для них примером и образцом для подражания», — подчеркивает Циммерман. По словам HR-тренера, в компании ответственность должна быть не модным словом, а моделью поведения. Чтобы добиться этого, руководитель обязан первым демонстрировать это качество и оставаться последовательным в своих поступках: нельзя в одних ситуациях быть лидером, а в других — прятать голову в песок.

Расскажите о преимуществах

Зачастую сотрудники боятся брать на себя ответственность, поскольку не видят в этом личную выгоду. Для них на первый план выходят только негативные последствия (например, увеличение объема работы), за которыми трудно рассмотреть позитивные факторы. Задача руководства заключается в том, чтобы показать работникам обе стороны и сделать акцент на преимуществах, которыми обладает ответственный сотрудник. «Укажите, что такой человек глубже погружается в жизнь коллектива, повышает качество своей работы, а также увеличивает шансы на получение более высокой зарплаты и продвижение по службе», — подчеркивает Циммерман.

Хвалите

«Взявший на себя больше ответственности сотрудник достоин похвалы. Даже если он будет допускать ошибки, все равно подчеркивайте, как высоко вы цените его участие и самоотверженность», — рекомендует HR-тренер. Конечно, рассуждает Циммерман, одним из лучших стимулов является денежное вознаграждение, однако приятные слова могут с не меньшей силой воодушевить человека. Если работник добровольно вызвался взять на себя больше задач, не скупитесь на похвалу в его адрес — своими словами вы подчеркнете его значимость и, возможно, повлияете на других работников. «При этом постарайтесь не переусердствовать: отмечайте достижения, но не забывайте о неудачах. Человеку, находящемуся в новых для себя условиях, нужна здоровая критика. В противном случае он будет воспринимать свою роль как уникальную и начнет свысока смотреть на своих коллег», — отмечает специалист.

Проанализируйте причины успеха

Как было отмечено ранее, более ответственное отношение к своим обязанностям влечет за собой повышение качества работы. Однако не каждый сотрудник способен отслеживать происходящие с ним изменения. Труднее всего приходится тем, кто прикладывает много усилий и, как им кажется, топчется на месте. В этой ситуации на выручку человеку должен прийти руководитель, чья обратная связь позволит работнику взглянуть на себя со стороны. «Опираясь на конкретные данные, покажите сотруднику, в чем именно он продвинулся. Зафиксировав успех, проанализируйте, благодаря чему он стал возможен», — советует Циммерман. По словам HR-тренера, принятие ответственности должно предоставлять сотрудникам новые возможности, а не ложиться тяжелым грузом на их плечи.

Война за талант: как привлечь на работу лучшие кадры