Как прийти к руководящей должности: пошаговая инструкция
Что необходимо человеку, желающему занять руководящий пост? Опыт работы и профессиональные компетенции в сфере менеджмента? Может быть, личные качества настоящего лидера? Существует ли готовая формула эффективного управленца? Попробуем разобраться, как вырасти до должности руководителя, если вы находитесь в начале карьерного пути или только начали задумываться о повышении.
Кандидатов не хватает
«Работа.ру» и сервис автоматизации подборки и обработки резюме «СберПодбор» в ноябре 2022 года провели исследование, позволяющее выяснить, какие трудности возникают у работодателей при поиске кандидатов на руководящие позиции. Большинство респондентов (62%) заявило, что на рынке просто не хватает подходящих кадров. С учетом общих тенденций (например, «кадрового голода») можно предположить, что данная проблема сохранится. Кроме того, участники опроса говорили о слишком высоких зарплатных ожиданиях соискателей, а также о том, что многие из них не ориентируются в рабочих процессах внутри компании, в которую планируют устроиться, или не имеют подходящего опыта, а их ценности не совпадают с корпоративными.
Также «СберПодбор» и «Работа.ру» в марте 2023 года провели другое исследование, в котором изучали мнение россиян относительно опыта работы, необходимого для руководящей позиции: 33% опрошенных отметили, что достаточно потрудиться 3-5 лет, чтобы стать начальником.
На основе данной статистики можно предположить, что роль управленца будет по силам тем, у кого за плечами релевантный для этой должности опыт работы продолжительностью в несколько лет, а также есть понимание процессов, которые происходят в компании, и похожие с ней ценности.
Как понять, что вы готовы
Бывает, руководство замечает усилия и результаты отдельных сотрудников и инициирует их карьерный рост в организации. Но часто продвижение по службе зависит от активности самого человека. И один из важных параметров, на который нужно ориентироваться при планировании своей траектории профессионального развития, — понимание того, чего вы хотите добиться в итоге. Не всем нужно быть руководителями, и далеко не все люди об этом мечтают. Если позиция управленца действительно относится к числу ваших целей, в тот момент, когда собираетесь претендовать на интересующую должность, попробуйте оценить готовность к ней.
Возможно, вам пора перейти в категорию руководителя, если:
- Сотрудники вам доверяют, прислушиваются к вашему мнению и часто обращаются за поддержкой.
- У вас есть навык решать конфликты: умение слышать разные точки зрения и находить выход из сложившейся ситуации.
- Вы знаете, как вдохновлять и заряжать людей на действия, и на собственном примере вам удается демонстрировать высокий уровень профессионализма, тем самым мотивировать подчиненных к новым свершениям.
- Вы думаете не только о своих интересах, но и о коллективе. А принимая решение, ориентируетесь на то, что приносит пользу компании, а не только вам.
- У вас достаточно компетенций для данной позиции. Или вы понимаете, как «добрать» недостающие.
Как построить карьеру руководителя
- Шаг 1: сразу убедитесь, что вам есть куда расти. Устраиваясь на работу, постарайтесь на старте оценить перспективы дальнейшего развития в рамках компании: насколько ее структура предполагает, что люди там действительно продвигаются по карьерной лестнице, а высшее руководство открыто к предложениям и готово предоставлять сотрудникам новые возможности. Если место работы не отвечает данным критериям, сразу подумайте, в каком направлении вы будете двигаться, когда нынешняя компания не сможет предложить вам ничего нового.
- Шаг 2: составьте план карьерного развития. Выберите сферу или направление, которое вам интересно: например, вы маркетолог и хотите заниматься digital-маркетингом. Оцените, каких навыков не хватает, где можно им обучиться, как часто нужно повышать квалификацию. Подумайте, что вы можете предложить компании, чтобы принести пользу, и какие задачи готовы взять на себя. Определите точку, в которой планируете оказаться спустя полгода, год, два и так далее. Если возникнут трудности, можно обратиться за помощью к руководителю или HR-менеджеру.
- Шаг 3: планируйте обучение, так как большинство компетенций, которые нужны управленцу, придется осваивать самостоятельно. Более того, рынок труда и услуг постоянно меняется. Чтобы быть в курсе тенденций, необходимо повышать свою квалификацию и быть открытым для изменений.
- Шаг 4: проявляйте инициативу и будьте готовы выходить за рамки предложенного. Не ограничивайтесь только хорошим исполнением ваших прямых обязанностей: реализуйте идеи, которые могут изменить компанию в лучшую сторону. Принимайте активное участие в социальной деятельности предприятия. Например, попробуйте придумать и реализовать проект, который будет полезен для сотрудников или позволит усовершенствовать какой-то рабочий процесс.
- Шаг 5: не бойтесь просить о помощи. Обращайтесь за обратной связью к руководителю и другим членам команды. Работайте над ошибками и привлекайте к решению задач остальных сотрудников.
- Шаг 6: анализируйте свой опыт и достижения, которые получаете на текущей позиции. Многим людям свойственно обесценивать результаты труда. Но если вы претендуете на руководящую должность, излишняя скромность — не помощник. Подводите итоги каждого выполненного проекта, освоенных компетенций и не бойтесь говорить о них открыто с членами команды и начальником.
- Шаг 7: если вы готовы претендовать на роль начальника, инициируйте разговор с руководителем, чтобы рассказать о своих планах и обсудить перспективы. Объясните, что можете привнести в работу компании в роли управленца и почему вам стоит доверять. Старайтесь оценить свои возможности объективно, однако не преуменьшайте накопленный потенциал. Будьте готовы к отказу и подумайте, как поступите в таком случае: продолжите работать на текущей позиции или рассмотрите переход в другую компанию.
Не забывайте о том, что повышение — процесс, который происходит не в один момент. Ему предшествует путь, где каждый новый день приближает вас к цели.
С какими трудностями сталкивается молодой руководитель во взрослом коллективе и как их преодолевать
Уйти или остаться: что делать, когда работа не приносит удовольствия
Делегирование обязанностей как признак эффективного управленца