Бизнес
22 мая, 2023

Как организовать морскую логистику в 2023: 5 важных советов от эксперта GNS Logistic

О новых путях морской логистики, рисках и условиях таможенного досмотра — рассказываем в этой статье.

Морская перевозка грузов до сих пор успешно выдерживает конкуренцию с другими более современными способами логистики. Она является основным видом транспортировки в мировой торговле: около 90% продаваемых товаров перевозится по воде. Вместе с экспертом компании GNS Logistic мы подробнее рассказали о плюсах морской перевозки и о том, как ее организовать в 2023 году.

Рассматривайте альтернативные пути поставок

В прошлом году из-за санкций многие логистические пути закрылись – контейнерные операторы и компании-перевозчики отказывались от сотрудничества с российскими клиентами. Но появились новые, альтернативные пути поставок, о которых некоторые забывают при планировании транспортировки груза. Сегодня основной логистический путь из Китая пролегает по морю до Владивостока. Там товар перегружается на ЖД и далее следует до получателя по территории Российской Федерации. Также существует параллельный ЖД-канал из Китая через Казахстан. Но вторым по значимости, по словам эксперта компании GNS Logistic, является путь по морю из Китая в Новороссийск. Он возобновился осенью 2022 года. Через Новороссийск следуют грузы из Китая, Турции, Индии, ОАЭ, Израиля, Египта и других стран. Представитель компании добавляет:

“В конце зимы 2023 года стал возобновляться морской сервис между Китаем и Санкт-Петербургом. Также остается остро-актуальным морское сообщение между Турцией и Новороссийском. Этот путь существовал и до событий 2022 года, но именно в этот период стал наиболее востребованным, так как с уходом основных мировых морских перевозчиков именно турецкие партнёры заменили их.

Параллельно разрабатывается логистический путь из Ирана через Каспийское море. Но этот путь пока на стадии проекта”.

Учитывайте сроки доставки

Сегодня морские операторы предлагают доставить груз из Китая через Новороссийск по морю за 30-50 дней. Срок транспортировки зависит от тарифа и от количества портов трансшипмента, то есть перегрузок. Например, из Турции в Новороссийск по морю груз идет от 3 до 14 дней и зависит от порта и маршрута морской линии.

“Но стоит учитывать, что здесь речь только о морской части перевозки. По прибытии судна с грузом нужно закладывать время на его обработку в порту, таможенное оформление и доставку на склад”, – отмечает эксперт

GNS Logistic работают со всеми морскими линиями в Новороссийске. Благодаря прямым соглашениям с ними, компания совершает транспортировку груза по гибким ценам, которые ориентированы, в первую очередь, на запрос заказчика.

Учитывайте расположение и загруженность порта

В 2022 году из-за изменения логистических маршрутов произошло перераспределение грузопотоков. Например, трафик грузов в портах Прибалтики существенно снизился, а в портах Владивостока и Новороссийска – увеличился. Эксперт GSN Logistic комментирует:

“Так, летом 2022 года, когда все стали отправлять свои грузы по ЖД через Владивосток, инфраструктура попросту не справилась с грузопотоком. Ожидание судов на рейде для перегрузки товара с борта в поезд достигало 1-1,5 месяцев. А задержки отправки поезда до 20 дней, станции также были перегружены, поэтому грузовые составы вынуждены были простаивать в очередях на разгрузку по 1-2 недели. В этот период мы столкнулись с понятием “брошенный поезд”, когда состав оставался на запасных путях неопределённое время, пока освободится место на станции, принимающей груз. Таким образом, доставка груза по ЖД через Владивосток могла занять 2-3 месяца вместо одного”.

Но сейчас, с возобновлением движения грузов по морю через Новороссийск и Санкт-Петербург, положение исправилось. ЖД-направление через Владивосток разгрузилось, и транзитные сроки доставки грузов строго соблюдаются. Но, тем не менее, инфраструктура осталась прежней, поэтому эксперты GNS Logistic рекомендуют мониторить новости о загрузке того или иного направления перед отправкой грузов. Кроме загруженности, также важно при выборе порта учитывать его расположение. Если он будет находиться далеко от вас — доставка груза будет дороже.

Учитывайте риски и возможность дополнительных досмотровых операций

Рисков при перевозке грузов морем немного, основные — это повреждение контейнеров при погрузо-разгрузочных работах и проблемы вроде поломки судна, стихийных бедствий, различных аварий. По словам эксперта компании GNS Logistic, полностью избавить от подобных рисков невозможно, но можно постараться их минимизировать. Например, застраховать свой груз:

“Страховка не решит проблему для логистической системы полностью, но компенсирует часть затрат. Управление рисками в контексте логистики должно быть ориентировано на всесторонний контроль”.

С таможенными досмотровыми операциями в порту все немного сложнее: попадет груз на досмотр или нет определяет программа таможенной службы.

“Профиль риска делится на повышенный и пониженный. Повышенный срабатывает при ввозе груза из определенных стран, от определенных изготовителей или на некоторые группы товара, о которых мы рассказываем нашим клиентам. Пониженный профиль риска срабатывает, когда, например, после процедуры МИДК – рентгенологического просвечивания контейнера – в нем что-то обнаружили. Или же при взвешивании контейнера оказалась большая разница в весе, указанном в декларации. В таком случае его выставят на полный досмотр. Помимо этого, сто процентов под таможенный досмотр попадут автомобили, некоторое оборудование, текстиль, одежда и обувь, скоропортящийся груз и так далее”.

На сколько задержится груз на таможенном контроле зависит от наличия очереди на досмотровой площадке порта, от количества артикулов и степени загруженности контейнера. Чаще всего контроль занимает один день, реже два-три дня и более.

Стоимость досмотра складывается от тарифов морской линии, которой прибыл груз, от ставок склада временного хранения или порта на погрузо-разгрузочные работы, от количества артикулов и степени загруженности контейнера. Эти расходы ложатся на грузополучателя, поэтому очень важно правильно оформлять коммерческие документы, указывать корректный вес и заранее подготавливать пакет документов к таможенному оформлению.

Тщательно выбирайте логистическую компанию

При выборе хорошей логистической компании, вы можете рассчитывать на оптимизацию затрат при организации морских перевозок. Специалисты помогут понять все условия международных транспортировок и верно распланировать транспортные издержки:

“Так, для таможенного оформления, например, необходимо точно знать код ТН ВЭД вашего груза, иметь правильно оформленный пакет документов, понимать требуется ли сертификация на ваш груз или нет. А если требуется, то стоит заранее позаботиться о получении сертификатов, так как они необходимы для таможенной декларации”.

При выборе логистической компании, в первую очередь стоит обращать внимание на то, сколько лет она существует. Эксперт компании GNS Logistic из своего опыта работы отмечает:

“Практически каждый год случаются какие-либо кризисы, изменения в законодательстве, перераспределения грузопотоков и прочее. Слабые игроки в таких случаях быстро сходят с дистанции, а сильные становятся опытнее и стрессоустойчивее”.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: