Марат Бабаев
Автор:
Марат Бабаев
9 августа 2019

Как коворкинги стимулируют развитие малого бизнеса

Число фрилансеров в России и во всем мире растет из года в год. Такими темпами половина офисов закроется за ненадобностью, а вторая — будет выбирать помещения поменьше. Это закономерно увеличивает спрос на коворкинги — рабочие пространства, разрывающие скучные шаблоны офисного антуража. Но гораздо важнее другое: по мере расширения предложений коворкингов, все больше предприятий малого бизнеса используют их в качестве своего конкурентного преимущества.

Согласно исследованию аналитического центра НАФИ, каждый пятый житель России является самозанятым. И судя по экспоненциальному росту данного показателя за последние годы, в перспективе количество фрилансеров будет только увеличиваться. Поскольку многие из них нуждаются в рабочем пространстве, они находят для себя привлекательными пространства коворкингов.

В России первый коворкинг появился в 2008 году в Екатеринбурге. Спустя последующие годы данный формат распространился по всей стране, дополняя тренд количественного роста — качественным. Только в Москве насчитывается больше 200 коворкингов. И они продолжают открываться, преимущественно в больших городах, там, где скопление фрилансеров наиболее очевидно. И важно не только то, что «‎удаленщики» находят для себя подобные пространства удобными, но и то, что они видят в их использовании выгоду.

Предложения коворкингов в первую очередь завязаны на потребностях фрилансера. Выступая альтернативой личному жилью, эти пространства сформулировали оптимальный вариант рабочего места. Все издержки домашней работы остались «‎за бортом», зато все лучшее (чего так не хватает многим офисам) — в вашем распоряжении. Вместо куцых кресел — мягкие диваны, вместо однотонных стен — красивый вид из окна. Надоело сидеть за столом — расположитесь на шезлонге (да, в некоторых коворкингах есть шезлонги). А в обеденный перерыв можно позволить себе отвлечься за игрой в приставку или партией настольного тенниса. Но это лишь формальные преимущества коворкингов, которые лежат на поверхности. Практические выгоды использования подобных площадок многими предпринимателями выявляются уже по факту ведения бизнеса.

Выгода №1: Масштабируемость

Любой бизнес, а особенно новый, переживает периоды взлетов и падений. Это может быть связанно с сезонностью услуги или менее очевидными факторами, но это происходит, что накладывает на предпринимателя дополнительные риски. Когда у вас офис с долгосрочной арендой, ваша финансовая маневренность несколько притупляется: платить надо в любом случае, независимо от того, получаете вы доход или нет. Но коворкинг масштабирует ваше рабочее пространство по мере необходимости. Если бизнес работает — вы арендуете помещение, если нет — выезжаете оттуда без необходимости платить за неиспользуемую площадь.

Выгода №2: Предсказуемость

Для малых предприятий, испытывающих перманентную нехватку денег, очень полезно знать наперед величину своих накладных расходов. Офисное пространство дает такую возможность, но все же довольно условно: сумма коммуналки может меняться так же, как и плата за интернет, чернила для принтера и даже месячный запас кофе. Коворкинг — это фиксированный ценник, который герметично встраивается в ежемесячный (или еженедельный) бюджет вашего предприятия.

Выгода №3: Производительность

Коворкинги проектируются с учетом предоставления оптимальных условий труда. Вам не нужно беспокоиться об административных вопросах, которые зачастую сопровождают арендаторов офисных помещений. Вместо этого вы можете сосредоточиться на работе. А учитывая, что большинство коворкингов располагаются в удобных частях города, они могут стать отличным местом для проведения деловых встреч и переговоров.

Выгода №4: Социальность

Коворкинги предоставляют широкие возможности для приобретения социального актива. В этом смысле их предназначение трудно переоценить. Здесь вы можете встретить специалистов из разных областей, в том числе смежных вашей. В коворкинге самая высокая концентрация фрилансеров и прочих предпринимателей, которые в перспективе могут стать вашим партнерами, инвесторами или клиентами. Данное условное сообщество профессионалов, помимо прочего, позволяет всем его членам обмениваться опытом, формируя тем самым предпосылки для решения сложных задач.

Коворкинги явно не подходят для всех форм бизнеса, даже малого, не говоря уже о крупном. Но не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что подобные площадки могут быть вполне подходящими для вас. Не зря ведь некоторые крупные предприятия начинают получать выгоду от пользования коворкингами.

‎«Хотя удобство и экономичность являются важными преимуществами использования коворкингов, именно слияние со стартапами и специалистами из профильных областей позволяют построить прочную платформу для дальнейшего роста. Партнерские отношения с бизнесом следующего поколения могут помочь небольшим организациям увеличить производительность, а крупным — оставаться в курсе текущих тенденций и методов работы», — пишет Deloitte.

Там, где о стратегической пользе коворкингов говорят деловые контакты, экономическую подтверждают цифры. Средняя стоимость месячной аренды коворкинга в центре Москвы составляет от 15 до 20 тыс. рублей. Сравните это с ценой за аренду офисного помещения в центре столицы, и все сомнения об экономической целесообразности коворкингов отпадают сами собой.

Конечно, трудно себе представить будущее, в котором корпорации полностью переместятся на территорию коворкингов. Но учитывая пользу, которую выжимает из последних малый бизнес, крупные игроки рынка также видят для себя в этом определенные перспективы.