Новости
16 сентября, 2021

Как автоматизация транспортной логистики способствует снижению углеродного следа и делает бизнес более зеленым

Зачем и как российскому бизнесу уменьшать углеродный след.

На прошлой неделе сотрудники «АНТОР» собирали по офису накопившуюся за год макулатуру, чтобы отправить на вторичную переработку. Цифра оказалась внушительной — 234 килограмма бумаги. Это при том, что компания внедрила безбумажный документооборот в собственные решения и ведет все проекты в электронной форме.

Этот случай заставил руководство компании задуматься: «Что еще полезного можно сделать для экологии, будучи одним из ведущих поставщиков ИТ-систем для логистики?»

Обычно внедрение программ для логистики обосновывается заказчику чисто экономически: на столько процентов сократятся пробеги, на столько кубов вырастет средняя утилизация пространства в кузове. Однако практически все материальные выгоды автоматизации логистики идут рука об руку с эффектом, позволяющим компании поддерживать устойчивое развитие (ESG) и стать более зеленой.

Оптимизация загрузки транспортных средств и карбоновый след

Как правило, транспорт заказчиков до автоматизации уходит в рейсы с загрузкой в 70-75%. В более «сытые» годы, когда конкуренция не была такой острой, крупные поставщики и дистрибьюторы могли позволить себе наполовину заполнять кузов автомобиля воздухом. Одна из ключевых задач программы для логистики – объединить в один маршрут как можно больше точек, находящихся близко друг к другу. В результате маршруты получаются более «компактными» и загруженными – до 90% и выше, а их количество неизменно сокращается.

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в 2021 году парк грузовых автомобилей в Московском регионе (вместе с областью) составляет около 320 тысяч единиц. Большинство этих автомобилей не соответствуют Евро-4 — экологическому стандарту, регулирующему содержание вредных веществ в выхлопных газах.

По экспертным оценкам основателя «АНТОР» Александра Тимашева, клиенты его компании только в Московском регионе ежедневно выпускают на дороги на 4-4,5 тысячи грузовиков меньше, чем потребовалось бы без использования инструментов оптимизации. Это сокращает нагрузку на транспортную сеть и уровень аварийности, способствует снижению выбросов отработанного топлива и углеродного следа, уменьшает шум и количество пыли на улицах.

Последнее особенно важно для обеспечения здоровья жителей больших городов. Качество жизни растет и благодаря тому, что бизнес успешно справляется с доставкой товаров в тех же объемах – даже быстрее и точнее, чем до автоматизации.

Сокращение длительности маршрутов

Существуют и другие задачи, решая которые программа способствует снижению углеродного следа: оптимизация пробегов, времени движения и простоев транспорта.

На этапе планирования создаются компактные маршруты, для выполнения которых нужно меньше времени, а значит – и топлива. При этом учитываются статистические данные об уличном трафике, благодаря чему снижается время стояния в пробках. Все знают, что движение на пониженных передачах и работа двигателя автомобиля на холостом ходу увеличивают расход горючего и выброс CO2.

Затем в дело вступают средства контроля (система мониторинга транспорта и мобильное приложение водителя), которые сводят к минимуму отклонения от маршрута, помогают отслеживать и пресекать длительные стоянки с включенным двигателем, например, при разгрузке.

Образование карбонового следа вследствие загрязнения воздуха автомобильным транспортом – один из ключевых факторов глобального потепления, которое грозит необратимыми изменениями климата уже к концу XXI века. Борьба с ним становится важнейшей темой в мировой ESG-повестке, и российский бизнес старается не отставать от европейского. Некоторые компании сегодня автоматизируют транспортную логистику не только из сиюминутного стремления повысить операционную эффективность, но также из долгосрочных соображений устойчивого развития бизнеса и заботы об экологии. Это замечательная тенденция.

Роль безбумажного документооборота в ESG-повестке

В последние 10 лет человечество сделало большой шаг вперед в деле спасения лесов благодаря развитию технологий электронного документооборота. Они вполне применимы и в логистике, но до недавнего времени их развитие определялось исключительно коммерческими интересами компаний без учета ESG-повестки. Электронные транспортные накладные (ЭТН) и электронные путевые листы (ЭПЛ) в основном использовали наиболее крупные и устойчивые игроки рынка перевозок.

В 2019 году в логистических кругах началось активное обсуждение перехода к единому формату электронной транспортной документации, которое привело к принятию изменений в федеральном законе об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. С 1 января 2022 года ЭТН и ЭПЛ станут равнозначны бумажным аналогам и постепенно начнут вытеснять их.

Разработчики «АНТОР» уже осенью будут готовы предложить своим клиентам интеграцию с ведущими решениями в области ЭДО на уровне мобильного приложения водителя. Не стоит забывать, что приложение, по сути, является интерактивным маршрутным листом – документом, который несколько лет назад почти всегда был бумажным.

Тенденции в области зеленой логистики

Ведущие европейские логистические компании, для которых ESG-повестка актуальна на протяжении нескольких лет, не только производят расчет углеродного следа на этапе планирования маршрутов, но и информируют своих партнеров об объеме выбросов в документах, например, счетах за перевозку.

Это один из способов, которым участники рынка логистики могут показывать друг другу ответственный подход к экологии. Каждая компания в цепи поставок, помимо использования собственного транспорта, оказывает косвенное воздействие на окружающую среду: закупаемое сырье и отгружаемая продукция доставляются транспортом партнеров, который также загрязняет окружающую среду. Даже путь сотрудников компании на работу невозможен без транспорта, и это очередной пример косвенного воздействия бизнеса на экологию.

Одной из самых ожидаемых перспектив ближайших 10-15 лет является развитие электрического транспорта и альтернативных видов топлива, которые оставят в прошлом большинство существующих сейчас проблем использования автомобилей с ДВС и приведут к существенному снижению углеродного следа. Однако для начала этим технологиям необходимо пройти испытания и стать доступными.

Пока мы с нетерпением этого ждем, остается проявлять максимум ответственности и продолжать борьбу за минимизацию влияния транспортной логистики на экологию. Команда «АНТОР» начала ее 18 лет назад, и с гордостью продолжает вносить свой вклад в устойчивое развитие планеты, решая задачи своих клиентов и партнеров.

«АНТОР» – один из лидеров в сфере автоматизации транспортной логистики. С помощью своих программных решений компания помогает среднему и крупному бизнесу максимально быстро доставлять товары покупателям, контролировать транспортный парк и управлять торговыми представителями, водителями, курьерами, сервисными инженерами и другими мобильными работниками в режиме реального времени.

Узнать больше о компании «АНТОР»

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: