Марат Бабаев
Марат Бабаев
22 октября 2020

Как 24-летняя девушка из Петербурга создала бизнес с оборотом 55 млн рублей в месяц

Марине Литвиновой 24 года. Она живет в Санкт-Петербурге, там же находится и ее самый крупный офлайн-проект — сеть семейных кафе «Бабушка приехала». Говорящее название отсылает к формату заведения: сюда приходят люди с маленькими детьми, а отличительной особенностью является специально оборудованная детская комната, где на протяжении всего времени дежурит няня. Таким образом, родители, и особенно мамы, которым не с кем оставить ребенка, могут полноценно насладиться отдыхом в кафе. Именно отсутствие такой возможности в свое время и стало для девушки поводом для реализации данной идеи. Но не только. Задолго до этого Марина имела опыт работы в общепите, правда, в совершенно противоположном амплуа.

Первая работа и несостоявшийся декрет

В 16 лет девушка устроилась кассиром в KFC. Тогда она была студенткой колледжа и свое решение обосновывает не столько стремлением заработать, сколько желанием занять себя в вечернее время. Энтузиазм Марины на первой работе поэтапно конвертировался в повышение. Так, уже в 18 лет она открывала новый ресторан сети в роли менеджера.

Карьерный путь в KFC прервала личная жизнь. «В 19 лет я познакомилась со своим будущем мужем, с которым мы планировали отправиться в путешествие, — вспоминает девушка. — Но с работы меня отпускать не хотели, поэтому я решила уволиться, несмотря на то, что меня тогда уже рассматривали на должность заместителя директора».

Вскоре Марина вышла замуж и готовилась к рождению ребенка. На шестом месяце беременности девушка поняла, что хочет вернуться на работу и заявила об этом своему бывшему руководству в KFC. Те сказали, что принять на прежнюю позицию ее не могут и придется начинать заново с должности кассира. «Ладно, давайте», — таков был ответ девушки.

И Марина снова стала работать на кассе. Перед уходом в декретный отпуск в связи с родами она предупредила коллег, что опять выйдет на работу, когда ребенку исполнится три месяца. «Они крутили пальцем у виска, — рассказывает Марина. — Мне, естественно, никто не верил, все говорили, что это нереально, — обычно девушки в таком положении сидят дома».

Еще большее удивление коллеги Марины испытали, когда она все-таки вернулась на работу, как и обещала. В особенном замешательстве оказалось начальство. С одной стороны, бывшую сотрудницу нужно было восстанавливать в прежней должности, то есть повышать. С другой — никто не верил, что она сможет совмещать это с материнством, поскольку маленькие дети требуют большого внимания. В итоге ей дали понять: работать ты у нас можешь, но продвижения ждать не стоит. Марина осталась в KFC еще на полгода, и, когда ее ребенку было около девяти месяцев, продолжила свой декретный отпуск.

Блог и первый бизнес

«Я сидела дома, и было совершенно непонятно, что делать дальше. Оставлять все как есть я не хотела. На работу никто не берет из-за того, что у меня маленький ребенок», — описывает тогдашнее положение Марина. Тот же период стал стартом литературных экспериментов девушки. Она начала подрабатывать копирайтером на фрилансе, изредка публиковаться в журналах. Но главное — в то же время, это был 2017 год, девушка начала активно вести Инстаграм. «Тогда мало кто подписывал свои публикации. Люди в основном просто постили в Инстаграм фотографии. Я же начала сопровождать посты текстами: писала о материнстве и своем опыте».

Под опытом Марина подразумевает свой отказ от привычного декрета, в частности ее выход на работу при трехмесячном ребенке. Нетипичность ситуации и привлекла читателей, она же разделила их на две группы: одни поддерживали молодую мать, быстро пополняя графу подписчиков. Другие, напротив, выражали негодование в виде комментариев и личных сообщений. Но менять свою позицию девушка не собиралась и продолжила развивать блог для тех, кто ее разделял.

Стартовым бюджетом послужили накопленные за время фриланса 5 тыс. рублей. Схема раскрутки аккаунта была типичной для начинающего инста-блогера: «Поначалу я покупала рекламу по 100-200 рублей у молодых мам, которые тоже рассказывали о своей жизни. Также размещала рекламу в профильных пабликах и делала взаимные посты с другими блогерами: они пишут обо мне, я — о них».

В 2018 году аккаунт Марины насчитывал около 300 тыс. подписчиков. Несмотря на то, что количество рекламодателей становилось больше, девушка хотела распространить свою деятельность за пределы блога. Тогда вместе со своей помощницей они отправились в Южную Корею. Цель — приобрести товар для инстаграм-магазина ювелирных изделий для мам и детей (мини-луки). «Я отдала последние деньги за эту поездку, пришлось покупать билеты для нас обеих, — делится Марина. — Но тогда подобный товар был в тренде, и я подумала, почему нет».

Риск оказался оправданным. Магазин приносил прогнозируемый высокий доход, но, несмотря на это, Марина впоследствии его закрыла. По признанию девушки, у нее просто пропал интерес к этому проекту.

Экспансия офлайн

Тем временем личная страница Марины продолжала расти, пока не произошло то, чего боится каждый блогер: ее заблокировали. Отягощала ситуацию несвоевременность блокировки. Примерно в этот период Марина развелась с мужем, а незадолго до этого купила в кредит новый автомобиль. «В результате все навалилось разом: я одна с ребенком, у меня кредит и заблокированный аккаунт в Инстаграме. Но я мыслила так: если в жизни появляются сложности, значит, я на правильном пути».

Позже девушке пришла в голову новая бизнес-идея: переводные татуировки для мам и детей. Вместе со своей командой (на тот момент это уже 10 человек) она наладила производство и реализацию товара через крупные маркетплейсы: Wildberries, Ozon, Aliexpress и другие. В перспективе Марина планирует зайти в ритейл, но даже сейчас проект приносит 500 тыс. рублей прибыли в месяц.

«Когда количество моих подписчиков перевалило за 1 млн, я поймала себя на мысли, что очень мало популярных блогеров стремятся в офлайн, — говорит девушка. — У многих есть бизнес в сети, но лишь немногие создают продукт, который “можно потрогать”».

Так появилась идея создания кафе. При этом, по признанию Марины, она хотела создать место, которого ей не хватало самой. «В большинстве кафе и ресторанов детские комнаты если и есть, то находятся где-то вдали, они огромные, а няни там работают по два часа — и то на выходных. И приходя туда, ты, по сути, все равно не отходишь от своего ребенка. Мне хотелось создать место, в котором мамы, как я, могли бы полноценно насладиться отдыхом и поесть, что называется, «двумя руками». Плюс ко всему я помнила, когда после родов мне говорили, что у меня не получится работать из-за ребенка. И тогда в меня закралось желание, чтобы люди, на которых я сейчас работаю, впоследствии работали на меня».

Правда, мотивация девушки чередовалась с опасениями: опыта создания общепита у Марины на тот момент не было, если не считать открытие ресторана KFC. Но, как говорит сама предприниматель, создание заведения в рамках крупной сети фаст-фуда — это совсем не то же самое, как делать подобное с нуля.

Тем не менее 2 декабря 2019 года в Санкт-Петербурге открылось первое кафе «Бабушка приехала». Поначалу основными клиентами заведения были подписчики Марины. «Преимущественно девушки в разводе, которым не с кем было оставить ребенка». Этому благоволила концепция заведения: меню состояло из домашних блюд и, как было сказано выше, в кафе была оборудована детская комната, где за детьми постоянно присматривала няня.

Пандемия — новая возможность

Спустя три месяца, едва кафе стало набирать популярность, общепит по всей стране стал закрываться из-за пандемии коронавируса. Доставки на тот момент у «Бабушка приехала» не было, и, как признается Марина, закрыть заведение тогда казалось логичным решением. Логичным, но не итоговым. «Я не могла оставить своих сотрудников без заработка, — говорит предприниматель. — Каждый из них должен был платить за ипотеку, кредиты или учебу. Поэтому я решила продолжить работу».

В течение недели Марина с командой развернули доставку. Иногда она привозила заказы клиентам самостоятельно, что выглядело примечательно, учитывая недавнюю покупку девушки — новый Bentley Continental стоимостью 28 млн рублей. Прошлую машину блогер подарила одной из подписчиц в рамках инстаграм-конкурса.

Доставка сделала свое дело. По признанию Марины, в период карантина оборот кафе стал больше, чем до него. Поэтому в августе девушка приняла решение расширять сеть, и уже 2 сентября 2020 года в Санкт-Петербурге появились еще два кафе «Бабушка приехала». «Изначально я думала, что открываю место, которого не хватает лично мне. А оказалось, что в нем нуждаются очень многие. И если поначалу к нам приходили в основном мои подписчики, то сейчас каждое из заведений стало локальным бизнесом, клиентами которого являются жители окрестных районов».

В будущем Марина планирует упаковывать франшизу и открыть по ней еще 150 ресторанов. Но офлайн-проектами ее цели не ограничиваются. Полгода назад девушка запустила в Инстаграме новый проект: обучение молодых предпринимателей. Сейчас это самый крупный онлайн-курс по управлению коммерческими аккаунтами. Идея родилась в карантин, когда перевод деятельности в сеть для многих владельцев магазинов стал неизбежным. Не забывала Марина и про свою основную аудиторию — одиноких мам, которые остались без помощи и хотят изменить свою жизнь. Далее девушка планирует запускать еще два инстаграм-проекта.

За последний месяц выручка всех предприятий Марины составила почти 55 млн рублей, прибыль — около 30 млн. Девушка открыто говорит о своих доходах хотя бы для того, чтобы показать другим: успеха можно добиться без богатого окружения, родителей, мужа; невзирая на текущий статус, наличие или отсутствие детей. «Рождение ребенка — это не повод закрыться от мира, — говорит предприниматель. — Напротив, жизнь девушки наполняется новыми красками. Поэтому все мои проекты связаны с детьми и материнством. Я создала их без сторонних инвестиций и без чьей-либо помощи. За мной никогда не стояли люди с деньгами, из-за которых произошел такой быстрый рост. Просто я уверена в своих решениях и никогда не затягиваю: если задумала, делаю это, пока не реализовал кто-нибудь другой. С «Бабушка приехала» так и получилось. В России, насколько мне известно, до сих пор нет сетей аналогичного формата».

Как тату-мастер из Москвы открыл студию во время пандемии и за 2 месяца увеличил оборот на 500%