По данным исследований корпоративного тренера Марселя Швантеса, 81% соискателей стараются обмануть рекрутера во время собеседования. Причем в большинстве случаев они делают это успешно. С его мнением согласен независимый бизнес-консультант Атик Рехман, который приводит следующий пример из своей практики: «Однажды я участвовал в отборе 12 сотрудников, которые требовались отделу кадров. Проанализировав их показатели через год, мы увидели, что производительность специалистов, получивших высокую оценку на собеседовании, оказалась ниже продуктивности тех, кто не блистал во время вступительного интервью». Расследование показало, что кандидаты с высоким рейтингом вели себя максимально открыто, эмоционально и демонстрировали хорошие навыки общения, благодаря чему смогли произвести сильное впечатление на руководство компании, которое не смогло распознать в них лжецов.
Рехман отмечает, что подобные ситуации знакомы многим рекрутерам. Он считает, что если компании будут придерживаться традиционного метода проведения интервью, то они будут раз за разом нанимать обманщиков. По мнению консультанта, существует несколько эффективных методов, которые позволяют организациям своевременно выявлять лже-специалистов.
Что такое управление впечатлениями
Перед тем, как перейти к обсуждению собеседований, Рехман предлагает обратить внимание на термин «управление впечатлениями», введенный бизнес-писателем Эндрю Дюбрином. По словам автора, этот метод похож на проведение рекламной кампании, в рамках которой человек стремится подчеркнуть свои достоинства и утаить недостатки. Чаще всего им пользуются соискатели, которые хотят произвести впечатление на работодателя. При этом в умелых руках данный инструмент становится грозным оружием — это происходит в тот момент, когда кандидат намеренно обманывает рекрутера и делает все возможное, чтобы затмить своих конкурентов и получить желаемое место. Как отмечает Рехман, нет ничего плохого в том, чтобы очаровать собеседника, однако нужно соблюдать грань между красивой самопрезентацией и ложью.
Техники обмана на собеседовании
Рассказывая о способах обмана во время собеседования, Рехман опирается на исследование, опубликованное в 2007 году в «Журнале прикладной психологии». Вот какими типичными методами пользуются соискатели.
Незначительная ложь. Чаще всего кандидаты слегка приукрашивают свои способности и успехи, оставаясь при этом максимально близкими к правде.
Большой обман. В данном случае человек лжет рекрутеру и буквально на ходу сочиняет свою биографию. По словам Рехмана, так поступают соискатели, не обладающие компетенциями, которые важны для компании. Если человек использует этот метод, то он либо хронический лжец, либо отчаянно борется за должность.
Защита имиджа. Эта техника позволяет кандидату поддерживать определенный образ в глазах собеседника. Например, когда рекрутер спрашивает о причинах увольнения с предыдущего места работы, кандидат намеренно умалчивает о настоящих мотивах.
Лесть. Этот метод рассчитан на неопытных рекрутеров: соискатели восхищаются компанией, ее достижениями и сотрудниками, тем самым переводя фокус внимания с себя на организацию. Порой его жертвой становятся и специалисты со стажем, когда они сталкиваются с профессиональными лгунами, обладающими высоко развитым эмоциональным интеллектом.
Какие кандидаты хорошо лгут
Рехман утверждает, что рекрутеры больше доверяют умным, эрудированным, эмоционально открытым и элегантно выглядящим кандидатам. В некоторых странах руководители обращают внимание и на другие данные: к примеру, в Азии работодатели благосклонно относятся к соискателям с американским акцентом. Также, по мнению бизнес-консультанта, женщинам лучше, чем мужчинам, удается вводить в заблуждение собеседника. Возможно, это связано с их привлекательностью и улыбчивостью, считает эксперт.
При этом ошибочно утверждать, что техники обмана эффективно действуют во всех ситуациях, — многое зависит от культуры страны и отрасли. Например, отмечает Рехман, хуже всего удается лгать представителям технических специальностей. При этом первую строчку рейтинга обманщиков можно отдать нарциссам — эти люди обладают завышенной самооценкой, любят восхищаться собой и рекламировать свои таланты. Однако если рекрутер будет им очарован, то он совершит большую ошибку: такой сотрудник может оказаться токсичным для всего коллектива.
Как избежать обмана
Избежать найма некомпетентного сотрудника можно в том случае, если рекрутеру удастся вовремя распознать обман. Консультант Вики Марлан предлагает в этих целях использовать следующий механизм действий.
Предупреждайте. Перед началом собеседования сообщите кандидату, что предоставление ложных сведений о себе автоматически исключает претендента из конкурса.
Проверяйте. Марлан рекомендует во время беседы проверить компетенцию и искренность соискателя, задав ему провокативный вопрос. Например, нанимая менеджера по продажам цифровой техники, уточните, почему, по его мнению, в смартфонах Huawei используется дисплей Retina. Человек, разбирающийся в этих вопросах, сразу же почувствует подвох (китайская компания не пользуется такими дисплеями), зато обманщик постарается придумать правдоподобную версию.
Используйте многоступенчатую процедуру найма. По мнению консультанта, данный метод повышает шансы на отсеивание лжецов. Когда нечистый на руку соискатель проходит несколько этапов отбора (например, рекрутер — менеджер — руководитель отдела), то ему трудно запомнить все детали выдуманной истории, которую он рассказывал каждому специалисту. Это означает, что на одной из ступенек он обязательно ошибется, и его слова будут расходиться с прежними данными.
Рехман отмечает, что на текущий момент ложь во время собеседований стала обыденностью, причем из-за нее компании могут нести огромные убытки, нанимая некомпетентных кандидатов. По этой причине рекрутеры обязаны учиться вовремя распознавать обман: в этом им могут помочь курсы психологии, мастер-классы и бизнес-издания. Консультант советует нанимателям познакомиться с такими книгами: «Финальное интервью: как произвести впечатление и получить работу» Линн Уильямс, «Интервью: как правильно задавать вопросы» Тони Бешара, «Управление впечатлениями» Эндрю Дюбрина и «Полное руководство по языку тела» Барбары и Аллана Пиз.
7 вещей, о которых вы можете солгать на собеседовании