Почему повышать талантливых специалистов не всегда хорошая идея
Каждая организация хочет привлечь к себе на работу как можно больше талантливых людей. Но в большинстве случаев таланты — самые «сложные» люди. Ситуация усугубляется еще сильнее, когда творческая личность занимает место руководителя. Такие менеджеры, как правило, обладают не только высоким интеллектом и креативностью, но и целым набором более неоднозначных качеств. Такие стороны их характера, возможно, делают творческих людей хорошими специалистами, но могут сильно мешать в управлении. Личностная теория лидерства гласит, что все самые лучшие руководители обладают определенным набором качеств. Этот набор одинаков для всех и встречается в характерах подавляющего большинства талантов. К этим «универсальным» качествам относят умение взаимодействовать с людьми, творческий подход к делу и способность обучать и обучаться. Но что делать с отрицательными качествами? Как они сочетаются с талантом лидера и к чему подобная комбинация может привести? Мы выбрали несколько подобных негативных сторон творческих сотрудников и коротко описали их ниже.
Подверженность депрессиям
Талантливые люди зачастую возлагают на себя слишком большую ношу. Они думают, что являются главным звеном в организации, и тащат ее на себе. Наблюдение за своими подчиненными выбивает таких руководителей из колеи. Им кажется, что те работают недостаточно усердно, быстро и эффективно в сравнении с ними. Это, в свою очередь, вгоняет последних в депрессию и снижает работоспособность. Подобные психоэмоциональные состояния руководителя сказываются на работе всего коллектива. Подчиненные начинают халтурить, отвлекаться и плохо выполнять свои обязанности. А если депрессия управленца сопровождается пассивно-агрессивным поведением, то это создает еще большую пропасть между ним и сотрудниками. Как следствие он потеряет свой авторитет и способность адекватно руководить собственными подчиненными.
Чувствительность к критике
Многие творческие личности привыкают за годы обучения и построения своей карьеры регулярно выслушивать комплименты. Из-за этого они становятся чувствительными к критике. А когда привыкшие к похвале люди становятся руководителями, даже самые незначительные замечания могут вызывать у них негативные ответные реакции. В лучшем случае они просто не согласятся с критикой. Но в подавляющем большинстве — резко ответят и раздуют конфликт. Быть руководителем — значит прислушиваться к мнению сотрудников и партнеров и неустанно работать над собой. Но творческие люди далеко не всегда могут это делать. Или не хотят.
Зацикленность на собственных идеях
Творческие работники очень легко влюбляются в собственные идеи. Поэтому руководители с такой чертой нередко видят своей главной целью постоянно генерировать новые концепции, не особо беспокоясь об их реализации. В результате бывает так, что эти идеи не получают никакого дальнейшего развития. Такие управленцы порой даже не пытаются давать коммерческое обоснование своим концепциям, при этом забывая, что без этого те не имеют смысла. Быть визионером, уметь генерировать большое количество идей — хорошие качества лишь того руководителя, который знает, как воплотить их в жизнь. Успешный начальник руководствуется действиями, а не словами.
Дефицит эмоционального IQ
У талантливых людей технический IQ обратно коррелирует с эмоциональным. Проще говоря, они не осознают, какое влияние их личность и стили общения оказывают на коллег. Способные личности подкованы интеллектуально, но когда дело касается взаимодействия с подчиненными, то они проявляют себя не с лучшей стороны. Они не прислушиваются к мнениям партнеров и коллег, проявляют равнодушие к взглядам других людей и лоббируют только собственные идеи. Но успех любого руководителя во многом зависит от того, какую коммуникационную модель он выстраивает в отношениях с подчиненными. Слушать только себя и не считаться с мнениями других не самый лучший способ добиться успеха.
Профессиональный эгоцентризм
Зачастую руководители берут на себя много обязанностей и функций. И нередко бывает, что они начинают вмешиваться в работу своих подчиненных, полагая, что с некоторыми заданиями они бы справились гораздо лучше в силу своего таланта. Обычно подобная практика сопровождается язвительными комментариями в адрес работников. Признанный руководитель должен направлять своих подчиненных, подсказывать им и критиковать только в случае необходимости. Вмешиваться в работу коллег не стоит — это только утяжелит рабочий процесс и ухудшит отношения в коллективе.