В опубликованном в 1959 году научном исследовании психологи Джон Френч и Бертрам Рейвен назвали пять основных видов социальной власти. Их классификация актуальна до сих пор и применима к различным сферам нашей жизни, в том числе и к предпринимательской. HR-специалист Майкл Вроблевски объясняет, как каждый вид власти проявляется в бизнесе.
Законная власть
Ярким примером законной власти являются политики, находящиеся на службе у общества: президент, министры, депутаты или мэры. Применительно к бизнесу к этой ветви можно причислить сотрудников, которые заняли руководящую должность благодаря назначению или собственному продвижению по карьерной лестнице. При этом их легитимность сопряжена с двойным ожиданием: подчиненные ждут приказаний, а начальство — их исполнения. По словам Вроблевски, обычно люди принимают тех, кто обладает законной властью, даже если этот человек не вызывает у них симпатии. В свою очередь недостаток таких руководителей заключается в том, что они могут с легкостью потерять свое положение.
Власть, основанная на вознаграждении
Обладающие ресурсом вознаграждения сотрудники получают в свое распоряжение множество стимулов, которыми они могут оказывать влияние на своих коллег: например, это могут быть повышение зарплаты, премии, продвижение по службе, организация корпоративов или назначение людей на крупный проект. Даже произнесенный во время праздника тост в честь работника является примером использования такой власти. Умелое владение ею позволяет руководителям сгладить внутренние конфликты и снизить градус напряжения в коллективе. При этом, отмечает Вроблевски, основанная на подобных стимулах корпоративная среда чревата тем, что сотрудники будут делать все возможное (в том числе и дурное) для получения вознаграждения, что может разрушить отношения внутри компании и подорвать ее производительность.
Власть, основанная на принуждении
«Каждый владелец бизнеса обладает законными инструментами для урезания зарплаты, понижения в должности или увольнения подчиненных. Однако если руководитель, стараясь добиться желаемого от своих сотрудников, прямо или косвенно угрожает им такими методами, то это говорит о принудительной власти с его стороны», — отмечает Вроблевски. По его словам, данная стратегия зачастую бывает эффективна, поскольку никто не хочет терять свое место или лишаться дохода. Но вместе с тем она приводит к формированию нездоровой рабочей атмосферы, наполненной страхом, тревогами и недоверием. В итоге сотрудники, не выдержав психологического напряжения, могут по собственной воле покинуть компанию.
Экспертная власть
Экспертом считают человека, обладающего весомым профессиональным опытом и отточенными за долгие годы работы навыками. По словам Вроблевски, именно к такому сотруднику зачастую обращаются за рекомендациями, наставлениями или ради получения ценной идеи. При этом экспертам, в отличие от представителей законной власти, необязательно занимать высокую должность: им достаточно того, что окружающие относятся к ним с большим уважением. К плюсам такого положения Вроблевски относит лояльность, восхищение и возвышение работника до статуса героя. Среди недостатков он отмечает ревность и обидчивость со стороны коллег, а также их зависимость от мнения одного человека.
Сила харизмы
Порой, чтобы влиять на людей, вам необязательно занимать высокий пост или блистать знаниями — достаточно обладать яркой харизмой. «Вы можете добиться любви окружающих благодаря своей открытости и природному магнетизму», — делится мнением Вроблевски. Френч и Рейвен по этому поводу считали, что сила харизмы зависит от личности человека, который, пользуясь ею, способен мотивировать людей на совершение больших поступков. При этом у данного типа власти есть отрицательная сторона: нет гарантий, что такой сотрудник при всем своем обаянии сможет добиться уважения коллег. Кроме того, он может использовать свою силу не только в благих, но и в корыстных целях, манипулируя окружающими.
Власть информации
Спустя шесть лет после выхода исследования Рейвен включил в него шестой вид власти — информационный. По его мнению, ею обладают люди, которые постоянно находятся в курсе происходящего и при этом могут контролировать поток сведений, ограничивая к ним доступ. В коллективе такие сотрудники знают, когда будет выплачена премия, кто получит повышение и где пройдет корпоративная вечеринка. Имея доступ к информации, они могут распоряжаться ее по своему усмотрению, например, утаивая ее или создавая фейки. По словам Вроблевски, данный вид власти может приносить как пользу (повышение продуктивности коллектива), так и вред (манипулирование мнением сотрудников).