Как бы ни были хороши услуги или продукты, производимые компанией, реализовать их не удастся, если потенциальный клиент о них не узнает. Рано или поздно бизнес встает перед необходимостью собрать команду, которая и будет «мэтчить» товар и потребителя. Сегодня обсудим, как создать отдел маркетинга, который возьмет на себя эти вопросы и сможет решить любые задачи.
Какие вопросы решает маркетинг
Чтобы ответить, достаточно вспомнить определение: маркетинг занимается продвижением продукции компании, чтобы в результате она получила прибыль, удовлетворив потребности клиентов.
К понятию «продвижение» относится деятельность и процессы, которые позволяют достичь конечной цели. Например:
- изучение потенциальных клиентов и их потребностей;
- изучение рынка, конкурентов;
- разработка новых или доработка имеющихся продуктов с учетом данных, полученных на первых этапах;
- формулирование ценностного предложения компании, ее позиционирование;
- ценообразование, работа с ассортиментом;
- создание маркетинговых стратегий для того, чтобы донести предложение компании до потребителей, выбор подходящих каналов для достижения цели и работа с ними, будь то социальные сети, сайт, блог компании, проведение и организация мероприятий, общение с клиентами;
- аналитика и мониторинг текущих активностей: рекламных кампаний, их эффективности с точки зрения поставленных задач, сбор обратной связи от клиентов, доработка текущей маркетинговой стратегии на основе полученных данных;
- улучшение показателей конверсии — чтобы потенциальные покупатели становились реальными.
В конечном итоге деятельность отдела маркетинга направлена на то, чтобы компания росла в прибыли, продажах и планировании на долгосрочную перспективу.
Структура маркетингового отдела
Необходимо, чтобы он действовал по 4 направлениям: исследования, аналитика, реклама и работа над продуктами. Количество людей и структура команды будут напрямую зависеть от размера компании и количества задач, которые перед ней стоят.
Например, если у вас небольшая организация, часть из них можно отдать на аутсорс, в маркетинговое агентство: в таком случае вам потребуется человек, который будет управлять процессом коммуникации с подрядчиком, ставить задачи, отслеживать показатели эффективности и корректировать выбранную тактику взаимодействия. Им может быть как сам руководитель, что часто и бывает в маленьких компаниях, так и штатный маркетолог.
Перечень задач такого специалиста будет определяться его компетенциями: например, если маркетолог разрабатывает стратегию и занимается аналитикой, то людей, которые реализуют намеченный план (копирайтера, специалиста по настройке рекламы, SMM-менеджера, дизайнера), можно привлечь со стороны. Если объем задач большой, маркетологу, скорее всего, понадобится помощник. Иногда отдел может состоять из двух-трех человек, где один отвечает за аналитику и стратегию, а остальные — за ее реализацию, то есть являются специалистами с большим набором навыков.
По мере роста компании потребуются новые штатные сотрудники: допустим, если работа будет идти по нескольким направлениям, нужен руководитель отдела, который сможет управлять данными процессами. А в его команде окажутся менеджер по маркетингу и рекламе, SMM-менеджер, дизайнер, аналитик, PR-специалист и т.д.
На что еще можно опираться при создании отдела маркетинга?
- На сегменты аудитории: в таком случае, например, одни специалисты отвечают за работу с проектами для физических лиц, другие — для юридических.
- На продукты: подойдет, если вы производите несколько видов товаров или услуги предназначены для разных представителей целевой аудитории. Допустим, у вас онлайн-школа, в которой есть обучающие продукты по психологии, экономике и финансам, менеджменту. И за каждое направление отвечает своя команда.
- На функционал: если вы собрали большое количество сотрудников в отделе маркетинга, и за решение одной задачи (скажем, настройку рекламы) отвечают несколько работников — директолог, специалист по контекстной рекламе, таргетолог — логично объединить их вместе.
С чего начать подбор сотрудников
- Разберитесь, какие маркетинговые задачи вам необходимо решать прямо сейчас: например, провести анализ рынка, проанализировать текущие показатели деятельности компании, разработать маркетинговую стратегию и т.д.
- Определите, какая структура отдела вам подходит: вы хотите делегировать задачи на аутсорс полностью или нанять сотрудника и поручить ему работать над ними вместе с вами? А может быть, вы готовы действовать на перспективу и сразу собирать команду? Пропишите желаемый формат и решите, каких специалистов будете искать.
- Подбор персонала — следующий шаг. Если у вас есть HR-менеджер, обратитесь к нему. Если нет, то составьте описание вакансий самостоятельно и разместите их на онлайн-площадках. Сразу указывайте уровень зарплаты. По мнению рекрутеров и разных исследований рынка труда, так проще найти подходящего кандидата. Не забывайте, что при подборе преимуществом будет наличие у соискателя портфолио и его готовность выполнить тестовое задание. Желательно предлагать его не всем подряд, а тем, кто действительно кажется вам интересным претендентом. Можно попросить людей заполнить небольшие анкеты или даже провести с некоторыми из них предварительное собеседование. Обращайте внимание и на профессиональные навыки, и на «мягкие»: как человек строит коммуникацию, насколько он исполнительный, умеет ли подходить к задачам креативно и т.д.
- Используйте возможности нетворкинга, особенно если ищете специалиста на руководящую позицию: обратитесь за рекомендациями к другим предпринимателям. В сфере маркетинга такой подход очень выручает.
- Не старайтесь загрузить нового сотрудника по максимуму: введите его в курс дела, дайте время на адаптацию, выберите одну важную задачу и предложите поработать над ней.
Отдел маркетинга — важный шаг на пути компании к росту и развитию. Начинайте его формировать, когда будете готовы. И помните, что инвестируете в будущее вашей организации.
6 маркетинговых утечек, незаметно улучшающих вашу прибыль
4 причины, почему контент-маркетинг — лучший способ продвижения малого бизнеса