Если вы действительно хотите мотивировать своих сотрудников, вам стоит быть позитивным, оптимистичным, благодарным и воодушевляющим. Но что делать, если такой подход не работает? Предприниматель Джин Маркс советует полярный метод: накричать на них.
«Я не шучу. Мне кажется, что крик на людей иногда приводит к лучшим результатам», — констатирует Маркс. Бизнесмен апеллирует к спортивному опыту. Профессор Калифорнийского университета Беркли Барри Став вместе с командой единомышленников провели исследование о поведении баскетбольных тренеров в ходе матча.
Ученые обнаружили, что когда дело доходит до общения с игроками в раздевалке во время перерыва, то чем больше негатива исходит от тренера, тем лучше оказывается результат игры. «Это верно даже в тех случаях, когда команда и так опережала соперника по очкам, — утверждает Став. — И вместо того, чтобы в таком случае говорить своим игрокам “У нас все хорошо, так держать”, лучше сказать “Мне все равно, что ты набрал 10 очков. Я знаю, ты можешь лучше”».
55% сотрудников сталкиваются с неоправданной критикой начальства
В эксперименте приняли участие 50 тренеров по баскетболу из школ и колледжей. Они позволили исследователям записывать свои разговоры в раздевалке во время перерывов между четвертями (игровой отрезок времени в баскетболе). Общение тренеров оценивалось по шкале эмоциональности от «приятное» до «грубое». И хотя данное восприятие является субъективным, но оно позволило сформировать релевантный вывод.
Была выявлена четкая зависимость между отрицательностью речи тренера и высокими показателями игры после перерыва. Но исследователи также обнаружили и предел. В случаях крайне негативных слов наставника игровой результат команды снижался. Поэтому ключевым аспектом данной проблемы является умение руководителя видеть эту границу.
Аналогичное исследование провели специалисты бизнес-школы Haas в Беркли, но уже по отношению к менеджерам нескольких компаний разного размера. Их выводы оказались похожими: в некоторых случаях умеренная критика руководителя — даже крик — может стать эффективным инструментом мотивации.
Но какова практическая польза этих исследований? Стоит ли кричать на своих сотрудников, чтобы они лучше работали? Возможно, но, как показывают те же исследования, подобным рычагом давления нельзя злоупотреблять. Если прибегать к крику слишком часто, то его эффективность сведется к минимуму. Кроме того, речь ни в коем случае не должна нести оскорбительный и неуместный посыл. Цель этого метода — мотивировать сотрудников, а не ухудшить их настроение. Но если время от времени демонстрировать свое разочарование в форме сбалансированного гнева, то он может принести практическую пользу.
«Наши результаты не дают руководителю права быть придурком, — говорит Став. — Просто когда у вас есть очень важный проект или сделка, которую необходимо завершить в течение короткого времени, отрицательные эмоции способны стать мощным триггером для повышения производительности».
Страх и мотивация: должны ли сотрудники бояться руководителя и какие у этого есть альтернативы