Как уволить сотрудника и остаться с ним в хороших отношениях, чтобы он не нанес урон репутации компании в дальнейшем и сохранил добрые отношения с бывшим работодателем? В некоторых случаях добиться данной цели помогает аутплейсмент — активность, в ходе которой компания старается помочь бывшим членам своей команды с дальнейшим поиском нового места труда. Говорим о том, что она в себя включает, нужна ли малому бизнесу и как внедрить ее принципы в свою деятельность, если вы к этому готовы.
Что такое аутплейсмент и чем полезен для компаний
Представьте, что вы руководите фирмой, которая оказывает услуги по ландшафтному дизайну — у вас в штате несколько сотрудников-дизайнеров, каждый из которых ведет несколько проектов. За прием заказов, их распределение и дальнейшую коммуникацию с заказчиками отвечают менеджеры, которых в штате до определенного момента было восемь. Вы приняли решение оптимизировать бизнес-процессы, внедрили программное обеспечение, снявшее нагрузку с персонала и существенно упростившее взаимодействие с клиентами. В результате проведенных реформ оказалось, что вам теперь требуется только четыре менеджера, а вот остальным компания больше ничего не может предложить, однако заинтересована в том, чтобы сохранить с ними хорошие отношения и помочь с последующим трудоустройством.
Сделать это как раз позволяет аутплейсмент — активность, в ходе которой работодатель прилагает определенные усилия, направленные на помощь сотрудникам, попавшим под сокращение по его инициативе.
Это полезно не только для бывших членов команды, но и для бизнеса по ряду причин:
- Позитивно влияет на HR-бренд работодателя и помогает по возможности сохранить со всеми членами команды хорошие отношения. Как результат — они едва ли нанесут ущерб репутации компании и, скорее всего, сохранят лояльность к ней.
- Дает возможность завершить отношения на позитивной ноте с теми специалистами, которые в свое время внесли существенный вклад в развитие организации — признать их заслуги, проявить заботу и благодарность.
- Помогает формировать кадровый резерв и при необходимости возвращать в команду действительно опытных профессионалов, так как лояльный персонал в некоторых случаях готов рассмотреть новые предложения от бывшего работодателя.
Конечно, аутплейсмент достаточно ресурсозатратный процесс, поэтому у представителей малого бизнеса периодически возникают вопросы — нужно ли его развивать? Важно понимать, что даже если вы не располагаете HR-специалистами, которые готовы взять его на себя, можно обратиться к сторонним компаниям, предоставляющим такую услугу.
Как использовать принципы аутплейсмента в своей деятельности
- Шаг первый — определите, каких сотрудников вы хотите уволить по своей инициативе и в чем заключается причина. Это может быть как сокращение, связанное с оптимизацией бизнес-процессов, так и другие факторы. Важно понять, каким образом вы можете объяснить ситуацию членам команды, не умаляя их заслуг и при этом демонстрируя целесообразность принятого решения.
- Шаг второй — подумайте, что вы готовы включить в программу аутплейсмента в рамках вашей компании. Чаще всего это может быть:
Помощь в подготовке резюме, сопроводительных писем для отклика на вакансии, их публикация и рассылка — эти действия осуществляются после подробного анализа навыков и компетенций сотрудника, результатов его работы, о которых важно упомянуть в названных документах.
Рекомендация ваших специалистов компаниям-партнерам, поиск возможных мест труда для тех из них, которых вы считаете действительно компетентными специалистами.
Консультация от штатных сотрудников, способных помочь адаптироваться в новых условиях и найти работу — юристом, коучем, HR-менеджером.
В тех ситуациях, когда вы осуществляете массовое сокращение, какие-то этапы можно провести в формате тренингов.
- Шаг третий — предложите вашим сотрудникам те ресурсы, которыми располагает компания, при этом обращая внимание на то, что они сами запрашивают у вас как у работодателя. Убедитесь в том, что их страхи, потребности и пожелания услышаны и по возможности удовлетворены — в таком случае можно рассчитывать на то, что они останутся довольны предложенными бизнесом ресурсами.
- Шаг четвертый — реализуйте утвержденные в рамках аутплейсмента активности и обязательно запросите у сотрудников обратную связь по факту или спустя время: удалось ли им найти подходящее место работы, насколько они довольны. Интерес работодателя к дальнейшему трудоустройству персонала и забота об их карьерном развитии — крайне важный элемент сильного HR-бренда, и он становится таким в тот момент, когда бизнес действительно активно включается в коммуникацию с сотрудниками.