Адекватные и по-своему добрые отношения между руководителем и подчиненными, безусловно, важны для создания здоровой атмосферы в команде. Однако существует ряд профессиональных тем, обсуждение которых может не только подорвать этот баланс, но и создать ненужные конфликты, недопонимания, породить сплетни, слухи или даже демотивировать сотрудников. Руководителю важно чувствовать рамки и уметь вести разговор в профессиональном ключе, не затрагивая темы, о которых мы будем говорить далее. Так о чем же не стоит беседовать со своими подчиненными?
Финансовое состояние компании (детали)
Обсуждение точных цифр доходов, убытков, долгов или инвестиций компании с подчиненными — не лучшая затея. Во-первых, есть риск вызвать беспокойство и неуверенность в рядах ваших сотрудников в случае, если в конкретный период компания испытывает некоторые трудности. Во-вторых, это может привести к ненужным диспутам и неверным интерпретациям полученной информации, что породит слухи, которые могут выйти за пределы вашей работы и негативно отразиться на репутации. Достаточно информировать сотрудников об общей экономической ситуации, но не погружать их в детали, которые обычно находятся в компетенции руководства. Каждый специалист должен знать ровно тот объем информации, который ему нужен для качественного выполнения своей работы.
Персональные данные коллег
Никогда не обсуждайте с подчиненными личные данные других сотрудников, включая их зарплаты, проблемы со здоровьем, семейные неурядицы или карьерные амбиции. Это не только неэтично, но и может подорвать доверие к вам. Конфиденциальность — один из важнейших профессиональных столпов взаимоотношений внутри команды.
Дисциплинарные меры в отношении других сотрудников
Этот пункт имеет некоторую двойственность. С одной стороны, вы не должны обсуждать конкретные договоренности, которые были заключены с вашими работниками, и причины, по которым они не могут быть выполнены. Например, конкретный специалист не получит прибавку к зарплате, так как не сумел выполнить индивидуальный план. Если речь идет о личных соглашениях, то их лучше оставить между руководителем и специалистом.
Если же мы говорим о том, что некоторый сотрудник совершил какое-либо нарушение, за которым последовали санкции, то об этом, напротив, стоит рассказать всему персоналу. Каждый член коллектива должен понимать, что за их действия (или же в определенных ситуациях за бездействие) будет следовать закономерное наказание.
Спорные политические или религиозные взгляды
Политические и религиозные взгляды — это личное дело каждого, и их обсуждение на рабочем месте часто приводит к конфликтам и разногласиям. Не стоит комментировать религиозные и иные предпочтения коллег в диалоге с подчиненными. Во-первых, из-за разности взглядов ваши откровения могут выйти за рамки диалога, что негативно отразится на имидже, во-вторых, стоит учитывать индивидуальность каждого человека и не вторгаться в границы до тех пор, пока его увлечения, вероисповедание, политические воззрения не вредят окружающим, репутации и бизнесу в целом.
Планы по реструктуризации (до официального объявления)
Обсуждение планов по реструктуризации, сокращениям, слияниям или поглощениям с подчиненными до официального объявления может вызвать панику. Важно соблюдать конфиденциальность в таких вопросах и информировать сотрудников своевременно и официально, чтобы избежать слухов и беспокойства внутри команды.
Конфиденциальная информация о клиентах или партнерах
Обсуждение конфиденциальной информации о клиентах, партнерах или поставщиках, которая не имеет непосредственного отношения к обязанностям подчиненных, есть не что иное, как нарушение профессиональной этики. Конфиденциальность — важный аспект ведения бизнеса, признак профессионализма, поэтому ее необходимо соблюдать не только в отношении внутренних сотрудников, но и внешних контрагентов.
Личные проблемы и переживания
Несмотря на то, что в отношениях с коллективом должна быть определенная доля прозрачности, не стоит делиться с работниками подробностями своих личных проблем и переживаний. Такие откровения могут нарушить профессиональную дистанцию, а некоторые коллеги и вовсе в подобном поведении могут увидеть слабость. Помните, что для душевных разговоров существуют друзья и близкие, а люди вне этого круга могут использовать ваши проблемы для личной выгоды.
Сравнение сотрудников между собой (не в рамках оценки)
Сравнивать сотрудников друг с другом, особенно в негативном ключе, — это грубая ошибка, которая ведет к зависти, обидам и нездоровой конкуренции в команде. Руководителю следует оценивать каждого специалиста индивидуально, основываясь на его личных результатах и прогрессе, но никак не сравнивая его с другими. Можно привести в пример показатели отдельного работника, продемонстрировать, как успешно он справляется с поставленными задачами, и сказать, что отстающим коллегам следует брать с него пример. Уничижительные сравнения недопустимы.
Руководителю, лидеру важно четко держать дистанцию, выбирать темы для разговоров и не обсуждать с подчиненными их коллег и прочих людей, с которыми вам приходится взаимодействовать. Соблюдение профессиональной этики и умение вести диалог в профессиональном ключе — это базовые качества эффективного руководителя. Избегая обсуждения вышеперечисленных тем, можно создать здоровую, продуктивную и уважительную рабочую среду, где каждый сотрудник будет чувствовать себя в безопасности и сможет полностью реализовать свой потенциал.