Готовность работодателя обеспечивать членам своей команды регулярное обучение — фактор, влияющий на репутацию бренда на рынке труда. Сегодня появляются новые форматы образовательных мероприятий, каждый из которых имеет свои нюансы. Попробуем разобраться, в чём разница между мастермайндом, воркшопом, деловой игрой и другими видами обучающего процесса, а также чем каждый из них может быть полезен в корпоративной среде.
Образование без остановки
Уже давно не секрет, что для большинства специалистов имеет значение заинтересованность компании в профессиональном развитии своих сотрудников. Выбирая место работы, они отдают предпочтение тем организациям, где данный вопрос является одним из приоритетов. Вовлеченность работодателя в обучение команды напрямую влияет на его HR-бренд и желание опытных соискателей стать частью данной структуры.
Исследования рынка труда подтверждают указанные факты. Например, сервисы «СберПодбор» и «Работа.ру» в декабре 2023 года поделились результатами опроса на эту тему. Почти треть людей, принявших участие в исследовании, отметила, что для них имеет значение при выборе места работы наличие образовательных перспектив. В феврале 2023 года данные сервисы провели другой опрос, где выяснилось, что обучение и профессиональный рост членов команды, а также интерес к данному вопросу руководства компании имеют значение для 22% респондентов.
В свою очередь, организации постепенно начинают уделять корпоративному обучению большее внимание, инвестируя в него финансовые и временные ресурсы. Происходит это потому, что такие затраты определенно приносят свои «дивиденды» в виде квалифицированного персонала, лояльности сотрудников, их включённости в рабочий процесс и, как результат, увеличения прибыли.
Ведь если в команде трудятся компетентные и высокомотивированные кадры, их эффективность, как правило, увеличивается, а значит, растут и показатели продуктивности.
Сложно отрицать тот факт, что если вследствие низкой вовлеченности работодателя в обучение персонала в компании возникает «текучка», то поиск, отбор, обучение и адаптация новых сотрудников едва ли обойдется дешевле. Кроме того, привлечь в команду опытных профессионалов намного сложнее, если у бренда на рынке труда есть репутация компании, которая не заинтересована в повышении квалификации своих специалистов, а также их удержании.
Так как тренд на постоянное обучение набирает обороты, сама образовательная среда также активно развивается. И появляются новые форматы повышения квалификации и освоения навыков.
Среди наиболее распространенных можно найти такие, как мастермайнд, воркшоп, интенсив, мастер-класс, деловая игра. Попробуем разобраться, в чём особенность каждого из них.
5 форматов корпоративного обучения
- Мастермайнд — сегодня довольно распространенное понятие, которому, по мнению экспертов, на самом деле очень много лет. По сути, представляет собой групповую коммуникацию, по итогам которой благодаря совместным усилиям, обмену компетенциями и опытом участники приходят к какому-то результату. Обычно речь идет про несколько встреч, которые управляются фасилитатором и направлены на достижение определенной цели.
Такой формат подходит как для решения какой-то актуальной для рабочего процесса задачи, так и для обучения. Например, в тех случаях, когда важно не просто дать определенный объем знаний, а помочь сформировать компетенции в ходе практической деятельности благодаря обмену навыками с более опытными специалистами. Допустим, есть задача — увеличить объем продаж. Сотрудники отдела, занимающегося данным видом деятельности, приглашаются на мастермайнд, где ставится общая цель, а дальше в ходе взаимодействия находятся пути решения обозначенной задачи. - Воркшоп представляет собой объединение теоретического блока и практической отработки навыков по итогам полученных знаний. Считается эффективным форматом, поскольку ведущий мероприятия не только делится разнообразной информацией, но и дает возможность опробовать ее здесь и сейчас, предоставляет обратную связь и отвечает на вопросы. Проводить воркшоп может как более опытный специалист компании, так и приглашенный бизнес-тренер или эксперт. Благодаря практической отработке и оценке проделанной работы такие мероприятия обычно дают высокий результат и предполагают достаточно широкий круг обсуждаемых вопросов.
- Мастер-класс, в отличие от предыдущего формата, нацелен на отработку какого-то конкретного навыка на практике. Например, он может быть посвящен подготовке презентаций, проведению холодных звонков, написанию коммерческого предложения.
- Интенсив также представляет собой комбинацию теории и практики. Однако формат подразумевает активное погружение в какую-то тему и освоение значительного объема информации в достаточно короткие сроки. Название прямо указывает на особенность такого подхода в обучении. Можно использовать в корпоративной среде. Например, для освоения сотрудниками нового направления, которое появилось в компании.
- Деловая игра — вид корпоративного обучения, при котором сотрудники компании повышают компетенции, погружаясь в ситуации, полностью имитирующие рабочий процесс. У игры есть определенный сценарий и алгоритмы, которые на старте участникам объясняет ведущий, а также финальное подведение итогов и обмен впечатлениями.
Выбирать подходящий формат корпоративного обучения стоит, отталкиваясь от цели и типа навыков, которые необходимо сформировать у сотрудников.
Регулярное обучение — необходимость или мода
На что стоит обращать внимание при подборе корпоративного бизнес-тренера