Анна Жуковская
Анна Жуковская
8 февраля 2024

Громкие фиаско крупных компаний

Страх совершить ошибку — причина, по которой многие начинающие предприниматели стоят на месте и не масштабируют свои проекты. Дело в том, что иногда людям кажется, будто фиаско — удел неопытных бизнесменов, а крупные и успешные проекты не сталкиваются с промахами.

На самом деле многие известные бренды совершали факапы, а некоторые из них носили и вовсе критический характер. Рассмотрим истории популярных компаний, которые отлично иллюстрируют, что даже на Олимпе не каждый может избежать неудачи.

Ошибаются все

Главный персонаж сериала «Доктор Хаус», врач-диагност Грегори Хаус, говорит популярную фразу: «Все врут». По аналогии с его умозаключением можно сказать о том, что и ошибки совершают все. Однако кто-то относится к ним чересчур трепетно.

Если говорить о сфере бизнеса, то многие предприниматели опасаются, что их неверное решение может нанести ущерб деятельности фирмы или даже привести к закрытию компании. В результате некоторые бизнесмены стоят на месте и даже не пробуют двигаться вперед. То есть их ограничивает страх ошибок.

Данное опасение может быть связано с тем, что люди предполагают, будто те, кто добился успеха, никогда не допускали промахов. На самом деле это не так. И если взглянуть на истории становления известных людей и предпринимателей, нетрудно убедиться, что перед тем как достичь результата, многие из них сталкивались с трудностями: Стив Джобс, Уолт Дисней, Джоан Роулинг и другие. Но благодаря желанию двигаться к своей цели им удалось преодолеть препятствия и прийти к результату.

Впрочем, справедливости ради нужно отметить и то, что история помнит и другие примеры: кейсы тех компаний, чьи стратегические решения оборачивались убытками и даже постепенным исчезновением с рынка.

H&M и ее опрометчивая реклама

В 2018 году компания опубликовала снимки из каталога детской одежды, где афроамериканский ребенок был сфотографирован в толстовке, на которой была надпись: The coolest monkey in the jungle (в переводе означает: «Самая крутая обезьянка в джунглях»). Известные исполнители, инфлюенсеры и другие интернет-пользователи невероятно возмутились, заметив данные рекламные каталоги. Кто-то из них заявил о том, что с этого момента прекращает всякое взаимодействие с данным брендом. Всё дело в том, что потребители увидели в рекламной кампании ритейлера расизм. В результате бренд не просто удалил снимок из всех рекламных каналов, но и извинился, изъял толстовку из продажи, обещал принять меры, чтобы подобного не случилось вновь, и начал активную деятельность в направлении борьбы с расизмом.

Kodak

Оплошность этой компании относится к сфере стратегических решений. Она привела к более плачевным последствиям. Много лет компания занималось проявкой и печатью фотоснимков. Само понятие фотографии буквально ассоциировались с их именем.

Так продолжалось вплоть до начала «нулевых», когда мир активнее начал использовать цифровые технологии, а «пленка» постепенно стала уходить в прошлое. Компания не учла данный фактор. И когда было принято решение начать серийное производство цифровых устройств, оказалось, что локомотив прогресса уже было не догнать. Более предприимчивые бренды вроде Canon их опередили.

К 2010 году люди стали в 10 раз меньше пользоваться фотопленкой, чем в начале «нулевых». Долг компании рос, и постепенно она пришла к банкротству. Им не удалось вовремя адаптироваться к меняющимся обстоятельствам рынка.

Blockbuster Video

Бренд, который какое-то время назад был лидером индустрии видеопроката в США, а сегодня о нём почти никто не помнит. Всё дело в недальновидности, которая помешала им вовремя принять верное решение и купить конкурента под названием Netflix, который тоже занимался видеопрокатом в начале «нулевых». В итоге, когда дела у Netflix пошли в гору, Blockbuster Video пытались начать работать по их подобию, но безуспешно. Компания обанкротилась в 2010 году.

Coca-Cola

Эта история начинается с неудачной попытки ребрендинга в 1985 году. Управленцы компании решили поменять дизайн, название и рецепт продукта, превратив его в New Coke. Вопреки ожиданиям, покупатели остались недовольны, причем как вкусовыми свойствами, так и визуальным решением. Поэтому довольно быстро Coca-Cola вернулась к первоначальному продукту. Отделались «легким испугом», можно сказать.

Danone и «Скелетон»

Еще один пример неудачной попытки завоевать любовь нового сегмента аудитории с помощью креативного маркетинга. Линейка кисломолочной продукции под названием «Скелетоны» была придумана для подростков. Однако их особого внимания не привлекла, а родителей даже немного испугала. Около четырех лет бренд пытался закрепиться на рынке с данной продукцией. Тем не менее не встретил понимания и отказался от идеи.

Как показывают примеры вышеупомянутых компаний, некоторые решения действительно оказываются неудачными и приводят к тому, что фирмы либо отказываются от них и сталкиваются с убытками, либо вовсе закрываются. Однако означает ли данный факт, что любая ошибка обрекает компанию на провал? Вовсе нет.

Что касается российского бизнеса, то по итогам прошлого года наблюдается позитивная статистика. Так, в 2023 году на 9,3% стало меньше закрытых компаний. Об этом говорят данные, опубликованные на сайте аналитической службы сети FinExpertiza и основанные на информации от ФНС.

Любой бизнес сопряжен с риском. Однако важно, чтобы страх совершить промах не сдерживал предпринимателей от дальнейшего роста и развития своих проектов.

Как грамотно внедрить программу лояльности в ваш бизнес

В чём польза коллабораций для вашего бизнеса