На чем экономит российский бизнес после карантина
Еще на момент начала карантина многим предпринимателям было понятно, что режим экономии продлится и по его окончании. Мы поговорили с несколькими представителями малого бизнеса России и узнали, какие статьи расходов им пришлось урезать или изменить.
Дмитрий Дмитрович, кандидат медицинских наук, главврач московской стоматологии «Дмитрович и Коллеги»
Если говорить о примере нашего бизнеса, то у нас произошла невольная оптимизация штата прямо накануне карантина. В этом году мы активно внедряем систему ключевых показателей эффективности, и уже к февралю у нас была статистика за последние шесть месяцев. Именно поэтому в конце февраля, начале марта мы расстались с частью сотрудников — это был срез по всем уровням управления: управляющий, два врача и ассистент стоматолога. Соответственно, к моменту объявления карантина мы уже, образно говоря, «подсушили» наш штат. Это позволило легче пережить «нерабочий период» и сохранить остальных сотрудников.
Что в результате? Пришлось оптимизировать работу, часть врачей и ассистентов взяли дополнительные смены — по факту бизнес оздоровился и даже выиграл от этого. Была изменена система мотивации у большинства сотрудников: снижена фиксированная часть и одновременно с этим поставлены конкретные ключевые результаты процесса, за которые отвечает сотрудник и на которые он может лично влиять.
В мае-июне мы также невольно снизили наши затраты на сервис, так как по требованиям санэпиднадзора сейчас запрещено угощать гостей кофе и водой, в холле нельзя размещать свежую прессу, не говоря о фруктах и прочем. Но мы небольшая семейная клиника, репутация для нас значит очень много. Я приверженец концепции, что поддержание лояльности текущих клиентов выгоднее, чем затраты на привлечение новых. Поэтому мы отказались от части платной рекламы в сети, чтобы сохранить максимально возможный уровень сервиса для наших клиентов. В частности, вместо воды из кулера мы заказали брендированную бутилированную воду, а в дождливую погоду всем пациентам предлагаем наш фирменный зонт.
Экономия на рекламе в первую очередь выразилась снижением затрат на прямое продвижение в соцсетях более чем на 50%: оставили только самый минимум по геозапросам. Также оптимизировали расходы на создание контента, стали больше использовать внутренние ресурсы клиники. Кроме того, мы не продлевали контракты на размещение информации о клинике на различных сайтах и агрегаторах и оставили платное размещение буквально на двух ресурсах.
Оптимизировать затраты также сильно помогло онлайн-обучение наших сотрудников. Ма стали активно приобретать различные онлайн-курсы известных врачей и благодаря этому с начала года смогли сэкономить 300-400 тыс. рублей. Один из главных плюсов данного формата — это возможность передавать запись курса от одного сотрудника другому и пересматривать ее, когда есть необходимость.
Статьи бизнес-расходов, на которые уходит необоснованно много денег
Константин Чайкин, часовой мастер, основатель мануфактуры, специализирующейся на изготовлении элитных часов сложной комплектации
Наверное, нельзя назвать отрасль, на которую не повлияла эпидемия коронавируса. На нашу, часовую отрасль, эпидемия произвела большое негативное влияние. Это отразилось в сильном падении объема продаж не только в России, но и за рубежом, поскольку наша компания работает также и на экспорт. То же самое сказалось и на швейцарских производителях — колоссальное снижение объема продаж.
Сокращение спроса напрямую влияет на наше производство: мы вынуждены сокращать объемы выпуска продукции. В свою очередь это приводит к уменьшению объемов закупки инструментов и различных комплектующих. Так как мы не можем и не хотим сокращать сотрудников и даже снижать их уровень дохода, на данный момент все наши действия связаны с перераспределением ресурсов в сторону разработки и производства новых моделей часов, поскольку это очень длительная и сложная история: разработка новой модели занимает не меньше года. Также мы ограничили продажу старых моделей, потому что спрос снижается.
Если ставить на чашу весов две вещи: сокращать расходы или искать пути увеличения доходов, — перевесит второе. Наша компания находится на очень маленькой доле рынка, и есть возможность для его расширения. Поэтому сейчас мы не сокращаем расходы, к примеру, на маркетинг, а наоборот, стараемся их увеличивать и искать новые пути для того, чтобы привлекать новых клиентов.
Резюмируя, хочу сказать, что нам приходится снижать издержки на закупки различных комплектующих и оборудования в связи с падением спроса: мы сейчас просто не можем производить больше. В то же время мы продолжаем увеличивать расходы на инструменты для поддержания и увеличения этого самого спроса.
Николай Хорт, основатель и СЕО сервиса быстрой курьерской доставки Take’N’Go
У нашей компании лишних расходов никогда и не было, поэтому мы, по сути, ничего не трогали. Если бы пришлось ужиматься, убирали бы в первую очередь офис и корпоративный интернет.
Но вообще, если честно, мне кажется, что когда ты начинаешь заниматься кост-каттингом, то это довольно печальный рыночный показатель. Надо увеличивать выручку, а не сокращать затраты. А увеличивать ее сейчас неоткуда, потому что покупательская способность не растет или, того хуже, падает.
Вот, допустим, студент окончил университет, пошел работать. Начал закупаться в «Азбуке вкуса», потом изредка ходить в кафе. Затем в кафе ходить перестал, вместо «Азбуки» перешел на «Пятерочку», а дальше думает: «Мне сегодня купить сыр или фрукты? На чем буду экономить?» И вот мы все сидим в этой ситуации и думаем, сегодня как будем: без обеда или без ужина? Без ужина — это вредит или оптимизирует? Вроде как кушать хочется, но и перед сном есть вредно.
То есть я не думаю, что у бизнеса есть совсем бессмысленные расходы. Ну вот заказываем мы продукты в офис, это же обычная совершенно вещь — чтобы у сотрудников под рукой были кофе, молоко, сахар, что-то еще. Как отсутствие кофе скажется на работе: повредит или оптимизирует? Лично я думаю, что в целом все кост-каттинги вредят, как вообще любые попытки экономить. Искать в этом плюсы — скорее, философское занятие.