Константин Волков
Константин Волков
13 февраля 2020

Что нельзя делать в первый день на новой работе

Первая работа связана со множеством тревог. Новичок беспокоится по поводу того, как он выглядит, как его примет коллектив, справится ли он с задачами и как долго продержится в команде. HR-эксперты зачастую дают молодым специалистам одни и те же советы — от соблюдения дресс-кода до необходимости вовремя появляться в офисе. По мнению писателя и аналитика Энн Нидеркорн, рекрутеры могут упускать другие, пусть и менее очевидные, но не менее важные детали. Пообщавшись со своими коллегами из сферы бизнеса, Нидеркорн составила список ошибок, которых стоит избегать на первой работе.

Участвовать в корпоративных интригах

В первые рабочие дни легко проникнуться доверием к своим коллегам. В этот период именно они являются проводником по корпоративной культуре и политике компании. Новичок так или иначе вовлекается в разговоры сотрудников, во время которых может услышать много неприятного об организации. К примеру, люди могут жаловаться на низкую зарплату, переработки и неадекватное начальство. Молодому специалисту легко поверить им на слово, так как у него пока нет повода для сомнений или контраргументов.

Энн Нидеркорн предупреждает: новичку легко угодить в эту ловушку. Под впечатлением от историй более опытных коллег у человека может сформироваться неправильное восприятие компании. Начинающему сотруднику намного проще поверить негативным отзывам, чем позитивным, так как для большинства из нас работа ассоциируется с трудностями и испытаниями. В этой ситуации аналитик советует вести себя рационально и помнить о том, что всегда существует противоположная точка зрения. Кроме того, новичку доподлинно неизвестно, почему его коллеги так невзлюбили свою работу. Не исключено, что причина кроется в них.

По мнению Нидеркорн, начинающему специалисту не стоит вовлекаться в подобные разговоры — лучше всего вести себя отстраненно: улыбаться, понимающе кивать головой, но ни с чем открыто не соглашаться. Кроме того, лучше держаться подальше от людей, которые разлагают моральный дух в команде. Скорее всего, руководитель знает о них, а потому удивится, когда увидит нового сотрудника среди заговорщиков.

Быть индивидуалистом

Многие новички стремятся к тому, чтобы как можно лучше зарекомендовать себя в первые дни. По этой причине они бросаются выполнять чуть ли не все задачи, предварительно не разобравшись в деталях. Нидеркорн останавливает таких энтузиастов: «Начальство скептически относится к людям, которые, не разобравшись в своих должностных обязанностях, стараются взвалить на себя все проекты отдела». По ее мнению, не нужно строить из себя супергероя — лучше поймите, чего именно от вас ждет руководство и коллеги.

Кроме того, индивидуалистов не любят в коллективе. Окружающие будут считать, что вы стараетесь выслужиться и затмить собой остальных работников, обесценивая их достижения и опыт. Даже если вы талантливый и способный специалист, все равно необходимо оставаться командным игроком. Позвольте начальнику самостоятельно отметить ваши сильные стороны и выделить вас среди коллег.

«Не беспокойтесь о своем вкладе в работу — вы еще успеете проявить себя, — дает рекомендации Нидеркорн. — Прежде чем стать «звездой», научитесь хорошо справляться со своими прямыми обязанностями, а после расширяйте круг задач и делитесь личными идеями по поводу улучшения рабочего процесса».

Не просить о помощи

Нидеркорн отмечает: «Не бойтесь задавать вопросы и признаваться в том, что вы чего-то не знаете. Проясняйте ситуацию в тот момент, когда у вас возникают трудности, а не когда вы уже успели совершить ошибку». Новичкам порой трудно просить о помощи: они переживают, что руководство или коллеги осудят их за некомпетентность. На самом деле, грамотный начальник не будет критиковать стажера за отсутствие знаний. Каждый человек на первом этапе карьеры не обладает полнотой профессиональных навыков, а потому опытные сотрудники осознают необходимость помощи новому коллеге.

Если молодой специалист не решился спросить и допустил фатальную ошибку, то его молчание может дорого обойтись компании: к примеру, организация лишится прибыли или потеряет клиента. По этой причине Нидеркорн советует начинающим работникам не стесняться и в трудных ситуациях обращаться за помощью к коллегам. Благодаря такому тесному общению новичок сможет быстрее обрести в коллективе наставника или друга.

Не поддерживать связь с начальством

После того, как вы освоились в новом коллективе, необходимо постоянно поддерживать связь со своим руководителем: держите его в курсе своих дел и сообщайте о собственных достижениях. Нидеркорн рекомендует заранее договориться с начальником по поводу формата обратной связи: как часто и в каком виде лучше всего отправлять отчеты о проделанной работе. К примеру, это может быть доклад на еженедельном собрании или регулярные электронные письма.

По мнению HR-экспертов, многие сотрудники недооценивают важность общения с руководством. Они предпочитают держаться на расстоянии от начальства и рассказывать о себе лишь тогда, когда директор сам об этом попросит. Конечно, комфортное общение во многом зависит от самого босса. Но если человек всегда настроен на беседу, то необходимо воспользоваться этой возможностью. Обмен информацией позволяет обеим сторонам находиться в курсе событий: руководитель лучше осведомлен о текущих проектах и настроениях в коллективе, а работники знают, как начальство оценивает их труд, чего от них ждет и в каком направлении развивается компания.

Отказываться от работы

Зачастую новичку в первые дни приходится выполнять не ту работу, на которую он рассчитывал. К примеру, повара вместо приготовления блюд для гостей ресторана отправляют на заготовки. Дизайнера заставляют разрабатывать однотипные макеты визиток. Аккаунт-менеджеру приходится составлять огромную базу данных потенциальных клиентов и выслушивать звонки от разгневанных заказчиков. По мнению Нидеркорн, не стоит в этот момент гневно заявлять: «Я не для этого к вам устроился!» Во-первых, руководству всегда виднее, какую работу должен выполнять сотрудник. Во-вторых, даже в самых скучных и рутинных обязанностях можно найти пользу.

Постарайтесь понять, какие новые навыки вы сможете освоить, выполняя эту работу. Например, вы научитесь виртуозно общаться с агрессивными клиентами, превращая их в своих друзей. Или узнаете намного больше о графических редакторах, их функциях и способах применения. Либо изучите абсолютно все продукты на кухне, методы их отбора, логистику поставок и впоследствии станете незаменимым помощником шеф-повара в этих вопросах.

Нидеркорн отмечает: «Даже если ваша первая работа не похожа на работу мечты, не относитесь к ней как к пустой трате времени. Лучше сфокусируйте внимание на ее плюсах: общайтесь с коллегами и клиентами, устраивайте презентации, предлагайте новые идеи, постоянно узнавайте новое о своей сфере деятельности». Пусть эта должность принесет максимум пользы и станет важным этапом карьерного роста.

На что следует обращать внимание при найме сотрудника кроме его профессиональных качеств