В развитых странах мира малому бизнесу уделяют огромное значение. Власти понимают ценность этого сектора экономики, который оказывает существенное влияние на благосостояние граждан. К примеру, в США на долю малых предприятий приходится 99,7% компаний с наемными сотрудниками. В период с 2000 по 2017 годы они создали более 65% новых рабочих мест, сообщает Управление по делам малого бизнеса страны.
В России немного иная ситуация: на протяжении последних 25 лет малый бизнес всеми силами старается доказать свою значимость. По данным Росстата, на август 2019 года численность сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса составляла 18,7 млн человек — около 25% от всей рабочей силы в РФ. Причем за последний год этот показатель сократился на 570 тыс. человек. По данным исследования «Альфа-банка», это может быть связано с главными проблемами предпринимателей в России: высокими налоговыми выплатами, недостатком средств для развития и уменьшением потребительского спроса.
При этом, каким бы ни был экономический фон в стране, правительство РФ продолжает настаивать на значимости малого бизнеса для развития страны и предлагает различные виды помощи предпринимателям: к примеру, через налоговые льготы и особые условия кредитования. Аналитики выделяют несколько основных причин, по которым малые предприятия важны для экономики государства.
Малый бизнес стимулирует локальное производство
По мнению бизнес-консультанта Лесли Хасслера, чьи слова приводит издание Business News Daily, малые предприятия создают новые рабочие места, участвуют в экспорте, инновационных разработках и других ключевых процессах экономики. Но одно из самых важных преимуществ заключается в том, что такие компании оказывают большое влияние на свой регион и способствуют развитию местного производства. Благодаря этому создается экосистема, построенная на трудовых и личных отношениях между членами локального сообщества.
Со временем предприятие становится местом притяжения большинства людей в своем регионе. Компания разрастается и уже оказывает более существенное влияние на экономику не только своей области, но и всей страны. Вместе с этим увеличивается и ответственность руководства: владелец малого бизнеса озабочен как собственным успехом, так и благополучием представителей экосистемы, которые ему доверились.
Малый бизнес ценен для крупных предприятий
По мнению Тибо Клемента, генерального директора компании Loomly, малый бизнес предоставляет большие возможности для крупных предприятий. К примеру, организации могут поставлять ту продукцию, которой не оказалось у постоянных партнеров. Это позволяет избежать простоя в работе и помогает вовремя завершить проект.
Еще одна выгода заключается в том, что представители малого бизнеса могут являться клиентами крупных компаний. В 2015 году в США насчитывалось более 30 млн небольших фирм, каждая из которых могла по той или иной причине обратиться к большим предприятиям. Это преимущество напрямую связано со следующим: малый бизнес способен из клиента превращаться в партнера, к примеру, вливаться в состав холдинга и выполнять необходимую часть общей работы. Наконец, небольшие компании могут сигнализировать о новых тенденциях рынка — благодаря своей гибкости, они лучше чувствуют грядущие перемены, и этой способностью должны пользоваться крупные игроки.
Чему можно научиться у малого бизнеса
Лесли Хасслер считает, что крупным компаниям есть чему научиться у малого бизнеса: более гибкому управлению предприятием, открытости инновациям, изобретательности, скорости принятия решений. Пока менеджеры холдинга будут много месяцев согласовывать внедрение новой технологии, небольшая компания успеет несколько раз ее протестировать и улучшить.
По словам генерального директора The Corporate Agent Анжелики Рьюерс, малые предприятия могут служить примером и современной корпоративной культуры. Они создают ровно такие условия труда, которые ценят молодые активные сотрудники: с бизнес-тренингами, мастер-классами, мотивирующими мероприятиями и многим другим. Это смотрится особенно выгодно на фоне больших корпораций, которые строго придерживаются консервативной рабочей этики.
Преимущества малого бизнеса
Крупные корпорации могут поражать своими большими доходами, мощью и ресурсами. Однако у малого бизнеса по сравнению с ними есть свои преимущества. Как уже было отмечено, небольшие компании быстрее принимают важные решения, они более открыты к инновациям и легче меняют свою структуру в зависимости от рыночной ситуации.
Тибо Клемент также указывает на то, что малый бизнес менее подвержен правовым нормам: «Конечно, все предприятия обязаны следовать закону, однако некоторые из них применяются по-разному — в зависимости от размера компании. Обычно власти выдвигают больше требований к крупным корпорациям. Это нормально с учетом того, что ты несешь ответственность за сотни сотрудников».
Анжелика Рьюерс считает, что малый бизнес способен более чутко реагировать на потребности своих клиентов. Это связано с тем, что предприниматели лучше понимают людей, живущих в одном регионе. Если корпорации нацелены на потребителей по всей стране и не всегда могут угадывать их желания, то малый бизнес зачастую знает, чего хотят их клиенты. Благодаря этому они могут предлагать индивидуальный продукт, созданный по запросам покупателей.
Плюсы ведения малого бизнеса в России