Успешный бизнес начинается с перспективной идеи. Однако далеко не каждая является таковой. Как бы вы ни были воодушевлены, прежде чем запускать проект, создавать продукт и искать покупателей, бизнес-идею стоит проверить. Сегодня поговорим, для чего это нужно и какие методы помогут понять, есть ли у вас реальный шанс на успех.
Для чего необходимы проверки
Иногда предприниматели убеждены, что их идеи обречены на успех. Если они запускают бизнес, вкладывают деньги в производство товара, а затем продажи не идут, им кажется, что причина скрывается где угодно, кроме самой концепции проекта. Тем не менее иногда основная проблема убытков компании заключается именно в провальной бизнес-идее.
Почему важно проверить ее в самом начале?
- Экономия средств, затраченных на производство продукта и попытки его реализовать. Если не удостовериться в том, что проект нужен потребителю, едва ли стратегия продаж и продвижения поможет добиться успеха.
- Возможность немного доработать, скорректировать формат проекта, чтобы он стал успешным. Иногда взгляд предпринимателя на свою бизнес-концепцию может несколько отличаться от восприятия его продукта аудиторией. Своевременное исследование позволит найти расхождения и довести идею до идеала.
- Бизнес — это не просто «сделал-продал» или «купил-реализовал». Предпринимательская деятельность подразумевает работу на перспективу, а значит, важно вкладывать ресурс в тот проект, у которого есть будущее.
Перед запуском автору идеи необходимо ответить на несколько вопросов:
- Что он собирается продавать? Подробно описать продукт, его характеристики и свойства, важные для конечного потребителя.
- Кому планируется предлагать товар? Здесь нужно провести исследование целевой аудитории и точно понять, кто в нее входит.
- Для чего потребителям нужен товар или услуга? Что конкретно для них важно? И почему купить стоит не у конкурентов?
Очень важно провести конкретные исследования, которые позволят получить ответы от реальных людей, а не опираться исключительно на свой опыт и гипотезы.
Способы проверить бизнес-идею на перспективность
- Способ первый. Прежде всего, имеет смысл исследовать рынок, на который вы собираетесь выходить. Начать можно с конкурентов. Наличие в нише других игроков — показатель, означающий, что существует спрос на определенный продукт. Важный критерий, который стоит учитывать, — емкость рынка. Он показывает, сколько существует потребителей, потенциально готовых купить тот или иной товар, а также число тех, кто приобретает его в других местах. Данная информация поможет выявить перспективы дальнейшего развития проекта. Перед началом подобных исследований важно знать, кто ваш клиент, то есть выявить свою ЦА.
- Способ второй. Собрать фокус-группу. Такой способ позволяет более детально изучить потребности и проблемы целевой аудитории. Поэтому его также можно применять тогда, когда уже есть понимание о портрете конечного потребителя. Например, на данном этапе можно выяснить, сколько может стоить продукт, как он должен выглядеть, где и каким способом его удобнее приобретать, в каких случаях. Такая информация также помогает проверке перспективности бизнес-идеи.
Фокус-группы, как правило, проводятся в офлайн-формате. К участию в них приглашаются люди, относящиеся к целевой аудитории продукта. Количество респондентов в одной не должно быть менее пяти, а самих групп можно собирать несколько. Вопросы, на которые участникам предстоит ответить, лучше формулировать в открытом формате, чтобы получать максимально развернутую обратную связь.
Эксперты говорят о том, что завершать работу с фокус-группами можно тогда, когда опросы не дают новых данных. - Способ третий. Изучение запросов, которые люди используют, чтобы найти продукт, аналогичный вашему. Понадобится Яндекс.Вордстат, который покажет, какое количество потенциальных потребителей заходило в поисковик для обозначенной цели. Если идея бизнеса не привязана к региону, можно изучить статистику по всей России. Если концепция проекта предполагает, что он будет работать в конкретном городе, анализ запросов легко сузить до нужного региона. Иногда даже на таком этапе реально увидеть, что спроса нет, а значит, идея требует доработки.
- Способ четвертый. Продажа того, чего пока еще нет. Прежде чем вкладывать время и деньги в производство, можно попробовать узнать, а есть ли те, кто уже готов покупать продукт. Опытные маркетологи предлагают простое решение: создать лендинг с предложением товара или услуги, которую планируется запустить, открыто заявить о том, что проект вот-вот стартует, и попросить людей оставить контакты или предзаказ на будущую продукцию. Такой подход помогает выявить реальный спрос и даже собрать базу потенциальных клиентов.
Здорово, если на момент разработки сайта у вас уже будет информация о целевой аудитории, ее потребностях и конкурентных преимуществах продукта. В таком случае проще разработать страницу, которая доносит до потребителя ценность проекта.
Все указанные способы помогут проверить жизнеспособность бизнес-идеи до того, как вы вложите в нее финансовые и временные ресурсы. А значит, повысят вероятность успешного запуска и снизят риск потерпеть неудачу.