На деятельность любого бизнеса могут влиять факторы, которые способны снизить его эффективность. Например, сотрудники могут совершать ошибки в процессе своей деятельности, что скажется на сроках выполнения проекта. Кроме того, в связи с изменением курса валюты стоимость продукции может вырасти. Чтобы учитывать и прогнозировать такие моменты, нужен риск-менеджмент. В материале обсудим подробнее, что он собой представляет и чем полезен.
Для чего управлять рисками
Как было сказано выше, риски — это факторы, которые определенным образом влияют на бизнес. Например, если сотрудники компании начинают оказывать услуги хуже, чем обычно, клиенты могут быть недовольны. Изменение стоимости продукции в связи с удорожанием процесса производства тоже способно повлиять на продажи.
Было бы ошибкой полагать, что единожды разработанная стратегия развития компании и поставленные цели будут непременно реализованы без вмешательства сторонних факторов. Ведь на деятельность организации могут повлиять самые разные ситуации и события. И чем внимательнее собственник относится к данному вопросу, тем в большей безопасности будет его проект.
Чтобы спрогнозировать риски и своевременно принять комплекс мер, направленный на их устранение, и используется риск-менеджмент. Иначе его еще называют системой управления рисками.
Что она позволяет сделать:
- Прогнозировать риски на старте до того, как они уже оказали влияние на деятельность организации. Допустим, если предугадывать тренды и работать на опережение, можно предлагать клиентам актуальные продукты быстрее конкурентов и разрабатывать предложения, которые соответствуют ожиданиям аудитории.
- Приспосабливаться к изменениям в максимально короткие сроки. Например, в 2020 году в связи с пандемией рынок общепита какое-то время не мог работать в прежнем формате, и заведения, которые сумели быстро адаптироваться и организовать доставку продукции, оказались в более выигрышной позиции.
- Обеспечивать бизнесу безопасность. Потому что своевременная аналитика и прогнозирование возможных угроз позволяет компании увидеть, что может помешать реализации намеченных целей, и принять меры для устранения проблем.
Риски можно классифицировать разными способами. Но к основным видам возможных угроз для бизнеса чаще всего относят следующие:
- Непредвиденные финансовые потери, которые могут произойти по ряду причин, как внутренних (нарушение цикла производства, срыв сроков), так и внешних (экономический кризис).
- Риски, связанные с нарушением или изменением требований законодательства. Например, штрафы или иски в отношении компании.
- Ошибки стратегического планирования, связанные с тем, что компания придерживается вектора развития, который не учитывает требования рынка или происходящие на нём изменения. Например, выпуская новый продукт, бизнес не провел достаточного объема исследований. И реальный спрос на товар оказался ниже ожидаемого.
- Риски технического или производственного характера. Например, неисправность оборудования, слабые места в процессе изготовления продукции или оказания услуг, которые оказывают влияние на конечный результат.
- Внешние риски. То есть влияние на бизнес факторов, которые он не может изменить. Допустим, перемены в экономической ситуации, стихийные бедствия, изменения условий на рынке труда.
- Репутационные риски, связанные с тем, что деятельность компании оказывается в центре обсуждения в негативном ключе. Поводом может стать неоднозначная реклама бизнеса, активность отдельных его представителей, некорректные взаимоотношения компании с сотрудниками.
Чтобы оценить возможные угрозы и принять своевременные меры по их устранению, необходимо обладать определенными компетенциями. Более того, существуют определенные стандартизированные системы управления рисками, например, ISO 31000.
Как правило, решением данной задачи в компании должны заниматься отдельные сотрудники. Но если вы только запускаете бизнес и нет возможности нанять опытных специалистов в сфере управления рисками, важно выполнять данную работу в силу своих возможностей. Обсудим, что может помочь в этом вопросе.
4 шага к минимизации рисков в бизнесе
- Шаг первый. Найти возможные угрозы. Одним из эффективных и популярных инструментов для этого является SWOT-анализ. Он помогает увидеть сильные и слабые места в деятельности компании, оценить угрозы и возможности. Для анализа берутся все ресурсы организации, включая финансовое положение, работу персонала, производственные мощности, маркетинговую стратегию. А также внешние факторы, в том числе отношения с партнерами, инвесторами, социальные и экономические события.
Кроме того, для поиска возможных рисков важно регулярно мониторить различные источники информации: отчеты о проведенных исследованиях и опросах, экспертные прогнозы и так далее. - Шаг второй. Оценить возможные последствия обнаруженных рисков. Например, к чему может привести ситуация с дефицитом кадров на рынке труда? Скажем, повысится стоимость привлечения новых сотрудников и возникнут проблемы с персоналом, что в перспективе не позволит выполнять обязательства перед клиентами в оговоренные сроки. Для оценки используются различные методики, включая качественный и количественный виды анализа.
- Шаг третий. Разработка плана управления рисками. Какие меры необходимо принять компании, чтобы возможные угрозы не оказали существенного влияния на ее деятельность? Есть несколько вариантов управления рисками. Среди них, например, корректировка деятельности таким образом, чтобы не столкнуться с проблемой. Чтобы не возникла потребность привлечения новых сотрудников в условиях дефицита кадров на рынке труда, можно изменить HR-стратегию бренда и направить ее на удержание работников. Еще одна стратегия управления рисками — продумать план действий, способный снизить влияние возможных проблем на работу компании. Допустим, если существует риск, что поиск кадров может занять более продолжительное время, чем обычно, можно скорректировать процесс производства таким образом, чтобы в случае увольнения персонала он не остановился.
- Шаг четвертый. Реализация намеченной стратегии управления рисками, контроль за ее исполнением и своевременная корректировка при необходимости. Вполне вероятно, что выбранный план действий потребуется доработать и изменить. Однако своевременная аналитика позволит сделать это оперативно и с минимальными последствиями для компании.