Бизнес
06 февраля, 2024

Правила ведения семейного бизнеса, которые помогут избежать проблем в отношениях

Как вести проект, где «все свои».

Кинематограф и истории крупных брендов доносят до нас идею успешности семейного бизнеса, в котором компанию сначала возглавляют отцы, затем дети и следом внуки. Постепенно таких предприятий становится больше. Преемственность поколений, верность традициям, ценность семейного дела: создается впечатление, что такой вид предпринимательства очень перспективный и выгодный. Сегодня поговорим о том, как вести семейный бизнес так, чтобы деньги не стали помехой родственным узам.

Плюсы и минусы

Они есть у любого формата предпринимательской деятельности. Например, существует немало стереотипов о том, что нельзя работать с друзьями. Однако есть проекты, которые доказывают обратное. То же самое касается и семейного бизнеса: часто можно услышать о том, что совместный проект — риск для брака, из-за которого случаются разногласия, претензии друг к другу, порой приводящие к разводу.

Между тем, у таких компаний масса преимуществ:

Есть у такого формата и свои риски:

Стоит отметить и то, что семейный бизнес может быть разным. Например, в каких-то проектах компанией управляют только супруги, а где-то к работе привлекаются другие члены семьи, включая детей, братьев, сестер и так далее. Чем больше «сеть», тем внимательнее стоит относиться к нюансам организации бизнес-процесса.

5 правил управления семейным предприятием

  1. Не смешивать личное и рабочее. Наверняка многие владельцы таких компаний слышали данный совет, но не до конца понимают, как его реализовать. Можно четко разделить рабочие часы, когда допустимо обсуждать деловые вопросы, и семейное время, которое посвящено общению друг с другом и другими домочадцами. Полезно будет установить определенные правила. Например, дома запрещается совершать рабочие звонки, поднимать бизнес-вопросы, общаться с клиентами.
    Кроме того, можно уделять внимание тому, чтобы ваши личные отношения не влияли на сферу деловой коммуникации. Если у вас разногласия на тему того, кто должен гулять по утрам с собакой, не стоит обижаться на супруга, который забыл вывести пса в рабочее время, и игнорировать вопросы или звонки.
  2. Распределить зоны ответственности. «Мы ведем бизнес» иногда означает, что каждый член команды «на подхвате», но нет четких правил, кто и за что отвечает. Важно определить, кто будет управленцем, кому можно доверить работу с персоналом и бухгалтерию. В противном случае есть риск, что какие-то сферы будут проседать, потому что ими занимаются все и в то же время никто конкретно.
  3. Договориться обо всём на старте. Вышеназванные пункты стоит обсудить в самом начале, чтобы ни у кого из членов семьи не было неоправданных ожиданий. Оговорите, какие цели вы ставите перед собой и проектом, как хотели бы распределять прибыль, сколько времени готовы уделять бизнесу.
  4. Стараться сохранять гибкость и внимание друг к другу. Несмотря на то что вы занимаетесь предпринимательством, семейный формат всё же имеет свои преимущества. Вы работаете рука об руку с вашими близкими людьми. Поэтому старайтесь по возможности пользоваться бонусами такого сотрудничества. Можно подменить супруга, если он приболел, или же отпустить детей с работы пораньше. Например, если их ждет долгая поездка.
  5. Ценить преимущества, которые дает такой формат. Вы много времени проводите друг с другом, работаете ради общей цели. У следующих поколений будет возможность продолжить начатое вами дело, сохраняя заложенные традиции. Пожалуй, данные аргументы способны вдохновлять и мотивировать даже тогда, когда в проекте случаются трудности.

Можно ли построить бизнес на своем хобби

5 идей для бизнеса без вложений или почти без них

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: