Бизнес
29 июня, 2020

Покупка готового бизнеса по низкой цене: в чем подвох и как избежать обмана

Как говорят предприниматели, лучше потратить много денег на прибыльный бизнес, чем мало — на убыточный.

Чтобы заниматься своим делом, необязательно начинать его с нуля, — для этого вы можете приобрести уже работающий бизнес с помещениями, оборудованием, поставщиками и клиентской базой. Порой в интернете встречаются объявления, сулящие продажу предприятия по низкой цене. При виде подобного сообщения возникает логичный вопрос: почему собственник идет на такие уступки и нет ли здесь подвоха? Мы расскажем о том, как приобрести готовый бизнес по выгодной цене и впоследствии не пожалеть об этом.

Почему бизнес продается по низкой цене

По мнению менеджера ExitAdviser Армина Лайдре, существует четыре основные причины, по которым предприниматель готов продать свое предприятие по цене ниже рыночной.

Нужда в деньгах

Порой возникают ситуации, при которых бизнесмену нужны деньги здесь и сейчас: к таковым, например, можно отнести серьезное заболевание или срочный переезд. В этом случае собственник готов выставить низкую цену, лишь бы в короткие сроки продать свое предприятие.

Потеря интереса

Если человек на протяжении 20-30 лет занимается одним и тем же делом, он может потерять к нему интерес. По словам Лайдре, в этом случае не стоит принуждать себя к работе — лучше подыскать себе замену или продать компанию. Причем иногда бизнесмен из-за большой усталости готов пойти на уступки, лишь бы поскорее избавиться от предприятия. Чаще всего это происходит в преклонном возрасте, когда собственнику трудно в одиночку справляться с делами.

Новый выгодный проект

Еще одной причиной, по которой владелец может дешево продавать свой бизнес, является участие в новом проекте. Например, собственник получил выгодное предложение, которым он может воспользоваться только в течение ограниченного периода времени. Чтобы его не упустить, предприниматель готов потерять в прибыли, отдавая компанию новому владельцу.

Убыточность

Как отмечает Лайдре, эта причина является самой распространенной при продаже бизнеса. Если предприятие давно работает в убыток и его владелец не в состоянии найти выход из затруднительной ситуации, ему проще бросить собственное дело. Причем чем в более упадочном состоянии находится компания, тем более низкая цена будет указана в объявлении.

Что нужно проверить перед покупкой бизнеса

Какой бы ни была причина продажи компании, покупателю, по словам консультанта Юлии Юткиной, необходимо досконально проверить все уровни работы предприятия. Не исключено, что собственник мог сознательно умолчать о каком-либо факторе, который впоследствии доставит немало головной боли новому владельцу. Вот на что нужно обратить внимание при проверке бизнеса.

Репутация компании

Если организация давно представлена на рынке, у нее наверняка сложилась определенная репутация. Узнать, насколько она хороша, нетрудно: для этого достаточно прочесть, что пишут о компании в интернете, а также пообщаться с ее сотрудниками, клиентами, поставщиками и конкурентами. Если, услышав название предприятия, собеседники меняются в лице — возможно, вам не стоит иметь с ним дело.

Состояние документации

По словам Юткиной, для проверки документации бизнесмену лучше всего привлечь специалистов, которые профессиональным взглядом оценят положение компании. В первую очередь консультант рекомендует обратить внимание на список обязательных документов, к которым относятся свидетельство о регистрации (к примеру, как ИП или ООО) и о постановке на учет в налоговой службе, печать и устав предприятия, присвоенные коды ОКВЭД, а также договоры об аренде или покупке помещений для нужд фирмы.

Также покупатель обязан провести аудиторскую проверку на наличие кредиторских и прочих задолженностей компании. Как отмечает председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев, бывали случаи, когда новый собственник уже после приобретения бизнеса сталкивался с обязательствами, не отраженными в бухгалтерской отчетности. В итоге он был вынужден расплачиваться по долгам, о которых не имел представления. Чтобы избежать подобной ситуации, Юткина рекомендует заключить гарантийное обязательство об отсутствии долгов, которое защитит владельца от непредвиденных трат.

Кроме указанной информации Солнцев советует проверить по базе данных арбитражных судов (на сайте arbitr.ru), не проходит ли компания по какому-либо делу. Также нелишне зайти на онлайн-ресурс службы судебных приставов, чтобы узнать о возможных исполнительных производствах, касающихся организации. Кроме того, важным этапом аудита является сбор документации об истории покупки или аренды недвижимости. В этом случае необходимо удостовериться в том, что все помещения действительно находятся в собственности компании и у нее нет долгов перед арендодателями, из-за которых те могут завтра попросить вас покинуть помещение.

Наконец, важным фактором при покупке бизнеса является установление количества собственников: если компания принадлежит одному человеку, с ним вы быстро заключите сделку. Если же фирма поделена между несколькими предпринимателями, то новому владельцу придется проверить все доли в организации, протоколы собраний акционеров, советов директоров и других органов управления. Если какие-либо документы оформлены неправильно, есть риск, что ваша покупка может быть впоследствии оспорена в суде.

Регистрация товарного знака

Если приоритетом покупки являются товарный знак или производственные наработки компании, необходимо узнать, кому они принадлежат. По словам Юткиной, может возникнуть ситуация, при которой фирма реализует свой основной продукт, не имея на него юридических прав. Это означает, что после приобретения организации к новому владельцу могут прийти бывшие либо действующие сотрудники и потребовать компенсацию, пригрозив тем, что в противном случае они заберут с собой все наработки. Тогда, отмечает консультант, суд наверняка примет сторону персонала.

Исправность оборудования

При проверке компании необходимо обратить внимание на состояние оборудования: если оно изношено или отличается неудобным местоположением (к примеру, стоит в удаленных друг от друга зданиях), это повод запросить более низкую цену или отказаться от покупки. Солнцев советует убедиться в работоспособности каждого станка или компьютера, чтобы новый владелец не понес дополнительные расходы.

Состояние персонала

Численность и настроение персонала играют важную роль при покупке бизнеса. Не исключено, что предприятие испытывает нехватку квалифицированных специалистов, или, к примеру, сотрудники, узнав о продаже компании, намереваются ее покинуть. В обоих случаях организация столкнется с финансовыми потерями.

Подводя итог, Юткина отмечает, что перед заключением контракта потенциальный собственник должен обратить внимание на поведение владельца бизнеса: если тот устанавливает жесткие временные рамки, не предоставляет ключевую информацию о предприятии (либо дает ошибочные сведения) и называет неубедительные причины продажи компании, не стоит соглашаться на сделку, какой бы выгодной ни была предложенная цена.

5 ошибок, которых следует избегать при продаже бизнеса


ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: