Почему ручной труд станет более ценным в условиях новой экономики
Если вы все еще думаете о ремесленниках как о милом дополнении к туристическому бизнесу или фольклорной стороне Instagram, возможно, пришло время пересмотреть свои взгляды. По крайней мере такого мнения придерживается Джаред Политес, партнер агентства по стратегическому развитию Launchteam. Он считает, что кустарное производство хотя и являлось поначалу средством вовлечения миллениалов, стимулируя их потребительские предпочтения, сегодня это гораздо больше, чем мимолетная тенденция.
Но прежде чем приступить к обоснованию данного тезиса, необходимо разобраться в определении ремесленника как профессии. В общем смысле это человек, который производит товар вручную, например, аксессуары. Основательница бренда This Same Sky София Дева дополняет это определение, включая в него поколенческий фактор, который связывает конкретную деятельность с культурным наследием или родословной.
Сейчас в мире ремесленные предприятия предоставляют работу сотням тысяч людей, поддерживая местную экономику как в развитых, так и развивающихся странах, а также сохраняя культурную идентичность региона. София Дева называет три причины, которые проливают свет на увеличивающийся потенциал ремесленников в условиях новой экономики.
Сохранение культур, находящихся под угрозой исчезновения
«Хотя трудно количественно оценить ценность сообщества ремесленников как техническую, так и теоретическую, мы точно знаем, что потерянное становится очень трудно восстановить», — говорит Дева. Основатель This Same Sky связывает это с хрупкостью передачи информации из уст в уста. Таким образом ценность ремесленников выходит за рамки сугубо экономической пользы.
Способность общины зарабатывать средства к существованию за счет своих ремесленных традиций порождает гораздо больше сплоченности и культурного смысла, чем обычное рассредоточение рабочих по разным отраслями ради получения зарплаты. В более широком смысле это формирует космополитичное общество, оставляя место для разнообразия, но сохраняя за каждым возможность выражать себя.
Сотрудничая с разными ремесленниками в This Same Sky, Дева обнаружила, что ручное производство представляет собой гораздо больше, чем простой механический процесс. По ее мнению, это глубокое понимание материала и творчества, уходящее корнями в историю страны и народа. «В данном случае быть ремесленником, — говорит Дева, — значит сохранять эти глубокие знания и поддерживать их непрерывность посредством своего труда».
Как превратить уникальное хобби в прибыльный бизнес
Устойчивая альтернатива масс-маркету
В условиях, когда промышленное производство подвергается критике за высокое загрязнение природы или жадность по отношению к работникам, потребители ждут новой концепции, предлагающей предметы первой необходимости без вреда для окружающих. В этом на первый взгляд гуманистическом подходе есть рациональное зерно. Выбирая бренды, ориентированные на небольшое производство, общество движется по пути высокого качества жизни. Компульсивное потребление сменяется осознанным, люди начинают больше ценить нематериальные активы (такие, как образование) и следить за здоровьем.
София Дева признается, что ее бизнес-модель основана на совершенно иных отношениях с клиентами. И хотя для This Same Sky очень важно качество товара, не менее ценным остается и культурный код, обеспечивающий прочную связь между всеми продавцами и людьми в целом.
Рост рынка handmade
Когда мировой финансовый кризис 2008 года привел к падению мирового рынка почти на четверть, спрос на изделия кустарного промысла продолжал расти, увеличившись вдвое за последние шесть лет. В 2017 году объем мирового рынка изделий ручной работы достиг 526,5 млрд долларов, и в ближайшие три года аналитики прогнозируют его двукратный рост. Эти многообещающие показатели побудили Дева, как опытного предпринимателя, работавшего со многими крупными брендами, инвестировать в запуск коллекции шарфов и бандан с ручным принтом даже в разгар пандемии и глобального кризиса.
Учитывая глобализированные тенденции мировой экономики, стимулируемые цифровыми технологиями, ручное производство постепенно становится неотъемлемой частью рынка, на котором все больше ценится уникальность и качество. Возможность свободного взаимодействия между гражданами разных стран открывает большие возможности для малых предприятий вести международную торговлю, где национальные особенности товара приобретают дополнительную ценность. А это стимулирует не только экономический рост, но и культурную дифференциацию.
Лево руля: как кризис меняет представление о бизнесе и инвестициях