Существует мнение, что киберугрозам подвержены только крупные компании, а представителям малого и среднего бизнеса не стоит беспокоиться о подобного рода угрозах. Это далеко не так: на самом деле под ударом могут оказаться данные совершенно любой организации, поэтому даже если вы на самом старте развития проекта, нужно позаботиться о том, чтобы не произошло утечки важной информации, распространение которой может оказаться небезопасным для вас и ваших клиентов. Сегодня обсуждаем ключевые принципы кибербезопасности, которые важно знать каждому предпринимателю.
Что такое кибератаки и чем они опасны для бизнеса?
Так называют попытки сторонних лиц получить доступ к вашему оборудованию или данным, чаще всего — чтобы их украсть, вывести из строя, ограничить доступ к ним или даже уничтожить. Возможностей добиться этой цели множество, и из года в год увеличивается количество угроз и средств, позволяющих злоумышленникам добраться до вашей информации.
Что чаще всего оказывается под угрозой?
- Персональные данные клиентов — имена, фамилии, номера телефонов и даже реквизиты банковских карт. Периодически в новостях мы видим сообщения о том, что происходят атаки даже на серверы крупных компаний, обладающих мощными инструментами защиты от киберугроз. Этот факт лишь подтверждает, что из года в год мастерство хакеров растет параллельно с развитием технологий.
- Сведения, касающиеся деятельности компании — например планы развития, документы, описывающие бизнес-процессы, продуктовую матрицу, авторские разработки и объекты интеллектуальной собственности. Словом, информация, распространение которой может нанести урон деятельности предприятия.
Получив доступ к разного рода сведениями, злоумышленники могут не только причинить вред самой компании, но и «зацепить» те организации, которые сотрудничают с объектом «взлома».
Основная сложность, из-за которой происходят кибератаки, заключается в том, что для защиты разработчикам необходимо думать о каждой мелочи, которая может оказаться под ударом, и выстраивать многоуровневые системы защиты. Между тем хакеру достаточно найти всего одно «слабое звено» в работе информационных систем, которое легко не заметить, и через него воздействовать на весь проект целиком.
В чем опасность таких угроз для бизнеса:
- Репутационный ущерб, прежде всего — если в открытый доступ каким-то образом попадают данные клиентов или конфиденциальная информация, касающаяся деятельности компании, уровень доверия потребителей к компании может снизиться.
- Финансовые риски, когда злоумышленники получают доступ к банковским счетам или становятся причиной сбоев в работе бизнес-процессов и т. д. Например, если онлайн-платформы какого-то сервиса подвергаются атаке, это сказывается на клиентах, которые не могут пользоваться услугами компании в привычном режиме.
- Устранения совершенных поломок требуют временных и денежных затрат.
Большинство кибератак можно разделить на несколько категорий:
- DDoS-атаки, цель которых — учинить сбой в работе сервера, на котором находится сайт компании. Суть в том, что хакеры буквально забрасывают его большим количеством запросов, информация не успевает обрабатываться и в какой-то момент система перестает отвечать. У пользователей появляются трудности со входом на страницу или в приложение.
- Различное программное обеспечение, которое наносит вред системе, «заражая» ее. Попадая на устройство, оно может полностью вывести его из строя, открыть доступ к информации сторонним лицам, предоставить им права управления компьютером удаленно и возможность «следить» за данными, которые вводит пользователь. Такое ПО может быть разных видов, причем, как правило, человек сам скачивает его из интернета или с других носителей, принимая за абсолютно безопасное.
- Фишингом называются действия злоумышленников, направленные на получение персональных данных интернет-пользователя или иной информации. Хакеры как бы «втираются в доверие» и рассылают объектам атаки ссылки или файлы, переход и скачивание которых кажется им необходимым — например предлагают установить новое приложение. Пользователь заходит на страницу и попадается на «удочку».
Вариантов кибератак намного больше, плюс регулярно появляются новые угрозы и риски, поэтому крайне важно убедиться в том, что ваша компания принимает необходимые меры для защиты от них. Кроме того, в условиях, когда многие сотрудники работают удаленно, необходимо уделять данному вопросу особое внимание.
Как обезопасить бизнес от киберугроз
- Убедиться в том, что на всем оборудовании установлено антивирусное программное обеспечение, которое регулярно обновляется. Обеспечить защиту от попадания на устройства потенциально опасных программ и вирусов.
- Подготовить документы, координирующие деятельность сотрудников компании в части обращения с внутренней информацией — их можно закрепить в локальном нормативном акте. Например, каким образом работник может получить доступ к внутренней информации, допустимо ли устанавливать на рабочее устройство сторонние программы, подключать посторонние информационные носители и т. д.
- Защитить конфиденциальную информацию — допустим, установить многофакторную аутентификацию для доступа к особенно важным файлам, не пересылать их по каналам, в благонадежности которых вы не уверены.
- Создать отдел по информационной безопасности или нанять специалистов, которые будут заниматься данными вопросами, регулярно проводя мониторинг систем защиты, совершая «тестовые атаки» для выявления слабых мест в системе безопасности и подбирая актуальные инструменты для устранения угроз.
Основные принципы хранения документов в бизнесе
На чем компаниям можно и нельзя экономить в кризисных ситуациях