Сегодня понятие «наставничества» у многих людей вызывает скепсис. Когда социальные сети переполнены подобными предложениями, а заодно мемами и юмористическими видео о работе «наставников других наставников», трудно решиться подыскать себе более опытного ментора. Сам по себе такой формат работы может быть продуктивным. Однако для этого нужно понимать, как подобрать действительно подходящего человека.
Кто такой наставник
Если кратко, то это более опытный специалист в той сфере деятельности, которая вас интересует. Как правило, он обладает определенными компетенциями, опытом и добился достойных результатов в своей профессии. Совокупность всех вышеперечисленных факторов как раз и способна принести вам пользу. При чем польза, которую можно получить от общения с ментором, может относиться как к бизнес-процессам, так и к области личностного развития, софт скиллам.
Например, вы хотите масштабировать свой проект, но не хватает знаний в области маркетинга: вы не понимаете, какие еще каналы привлечения трафика подключить, как минимизировать вашу вовлеченность в проект, и хотите получить четкие рекомендации, которые можно внедрить в свой бизнес.
Или вы планируете сформировать сильный отдел продаж внутри компании, и вместо обучающего тренинга сначала ищете предпринимателя, чьи бизнес-процессы в данной сфере автоматизированы и работают так же бесперебойно, как конвейеры на заводах Форд в 70-х годах. А затем обращаетесь к нему с запросом поделиться практическим опытом или провести индивидуальное обучение на тему того, как он совершенствовал свою систему продаж.
Бывает и такое: вы чувствуете, будто настроены совершить «квантовый скачок» в части личностного развития, но почему-то до сих пор стоите на месте. Вам нужен взгляд со стороны, система мотивации и поддержки, а также конкретные прикладные советы, подкрепленные персональной историей успеха. Поэтому вместо коуча начинаете искать наставника.
Для чего нужен наставник
- Передача опыта, компетенций и навыков. Когда вы обращаетесь за помощью к человеку, который уже обладает определенной экспертностью в той сфере, где вы работаете, знает отрасль изнутри, а не в теории, то получаете прикладные рекомендации. Их можно брать и внедрять в своей проект. И тут же запрашивать обратную связь, «докручивая», что необходимо.
- Мотивация к действию: наставник может направлять вас нужным образом. Согласитесь, часто от результата человека отделяет именно отсутствие должного уровня мотивации: сталкиваясь с трудностями или собственными страхами, он отказывается действовать. Опытный ментор, который будет ставить конкретные задачи и поддерживать на пути к их решению, может помочь справиться с такого рода сложностями.
- Повышение скорости изменений. Те решения, которые вы подолгу обдумываете, взвешиваете и обсуждаете с другими людьми, проще принимать, внедрять и тестировать, когда рядом есть человек с опытом. Таким образом вы сокращаете риск ошибок и экономите время.
- Новые идеи. В тандеме с наставником проще увидеть свой проект со стороны, обнаружить слабые места и найти способы их усилить. Совместный мозговой штурм способен привести к настоящему прорыву.
Как выбрать наставника
Все вышеперечисленные результаты возможно получить только в том случае, если вы работаете вместе с подходящим специалистом. Что может помочь сделать правильный выбор?
- Рекомендации коллег: возможно, кто-то из них пристально следит за успешными предпринимателями и бизнес-наставниками и может поделиться полезными контактами. Не бойтесь обращаться за советом и наблюдать за чужим вдохновляющим опытом подобного взаимодействия.
- Кейсы и результаты. Бизнес-наставником может стать как действующий предприниматель, так и человек, обладающий нужными вам экспертными знаниями в конкретной сфере. Например, в маркетинге или коучинге. Будет полезно изучить проекты, с которыми специалист работал до вас, почитать отзывы, запросить статистику: профессионалы, у которых есть вдохновляющие результаты, вряд ли будут держать их в секрете. А если вы выбираете в качестве наставника успешного бизнесмена, о его достижениях расскажет сам проект.
- Нетворкинг помогает в решении самых разных вопросов. В данном случае речь идет о том, чтобы стать участником мероприятия, на которое приходят потенциально перспективные для роли наставника кандидаты. Например, какой-то интересный воркшоп или практический мастер-класс, где интересующий вас профессионал выступает в качестве эксперта или активного участника. Так вы сможете пообщаться с ним в неформальной обстановке, задать вопросы, установить первый контакт и поинтересоваться, а готов ли он в принципе рассмотреть вас в качестве подопечного. Подобный формат коммуникации вообще является достаточно эффективным способом поиска специалистов самого разного профиля, поскольку позволяет увидеть их «в деле».
- Личные ощущения. Даже если вы уже созрели для того, чтобы найти бизнес-наставника, не спешите делать выбор. Определите цель, которую хотите достичь, дайте себе время погрузиться в выбранную тему и найти подходящих кандидатов. Пообщайтесь с теми людьми, которых вы рассматриваете в качестве наставника, и прислушайтесь к своим ощущениям: если человек является профессионалом, но вы с ним чувствуете себя некомфортно, вряд ли ваше сотрудничество будет эффективным.
Не забывайте о том, что наставник не просто дает советы и делится опытом. Еще он действительно заинтересован в том, чтобы помочь вам достичь цели, и умеет слушать и слышать. Только в таком тандеме можно прийти к результатам, которые для вас важны.
Неочевидные привычки и качества личности, которые тормозят ваше развитие и карьерный рост