«Не уйти в минус»: что такое точка безубыточности в бизнесе
Успех в бизнесе определяется не только перспективной идеей, но и умением мыслить стратегически и опираться на цифры. Опытные предприниматели наверняка скажут, что для любого проекта требуется бизнес-план. Иначе существует риск не заработать или вообще «уйти в минус». Одним из важных показателей эффективности проекта является точка безубыточности. Обсудим, что она означает и как ее правильно рассчитать.
Успех проекта и цифры
При запуске бизнеса некоторые предприниматели ограничиваются минимальными расчетами. Особенно если речь идет о небольшой компании, где сотрудников очень мало. Довольно часто такое происходит, если собственник трудится в одиночку, занимаясь тем, что у него хорошо получается. Например, делает маникюр в своем салоне, создает вещи ручной работы на заказ, оказывает услуги, проводит консультации или пишет тексты для клиентов.
Однако если мыслить стратегически, то для поддержания стабильного уровня прибыли необходимо понимать, сколько продаж и на какую сумму потребуется делать ежемесячно, а также какие усилия предпринять для выполнения данной задачи.
Показатель, который имеет смысл рассчитывать в любом проекте: точка безубыточности. Из названия нетрудно понять, что он говорит о том, какой объем продаж позволит компании «не уйти в минус». То есть выровнять количество расходов и доходов. Соответственно, всё, что будет выше, можно считать прибылью.
Для чего его рассчитывать?
- Позволяет ставить измеримые цели по продажам, придерживаясь которых, бизнес не начнет работать себе в убыток.
- Помогает планировать деятельность по продвижению. Ведь, понимая, какой объем продаж необходим, проще рассчитать количество заявок, которые позволят достичь желаемого показателя. А соответственно, выделить бюджет на рекламу.
- На старте поможет предположить, какое количество времени потребуется, чтобы проект себя окупил. А в дальнейшем анализировать, насколько эффективно идет деятельность. И если становится понятно, что поставленной цели не удается достичь, вовремя предпринять необходимые меры.
- Данный показатель является важным параметром оценки для инвесторов, которые готовы вложить деньги в развитие проекта.
Точка безубыточности — величина непостоянная по ряду причин. По мере того как предприятие растет, увеличивается количество затрат на производство товаров или оказание услуг, становится больше команда. Также может меняться стоимость расходных материалов или бюджет на привлечение клиентов. Это означает, что по мере развития проекта показатель точки безубыточности можно пересчитывать, чтобы опираться на актуальные показатели.
Как рассчитать точку безубыточности
Чаще всего используют одну из двух формул, выбор которой зависит от того, в каком формате работает компания и что представляет собой ее продуктовая линейка.
Первая позволяет определить точку безубыточности в количестве единиц товара или услуг, которые позволят проекту оставаться «на плаву».
Вторая дает понять, какая сумма позволит бизнесу окупить расходы на производство товара или оказание услуг.
Рассмотрим обе формулы на примере студии маникюра.
1) Начнем с того, сколько услуг необходимо оказать салону, чтобы «не уйти в минус».
Для этого нужно размер постоянных затрат поделить на число, которое получается, если из стоимости одной услуги вычесть переменные расходы на нее.
К первой категории относятся регулярные расходы бизнеса. Например, свет, вода, аренда помещения, вывоз мусора, заработная плата и т. д. Ко второй — деньги, которые уходят по факту на оказание услуги или производство товара. В примере со студией маникюра к ним относятся, например, гель-лаки, пилки для ногтей, маски для мастеров, лаки.
Допустим, ежемесячно студия маникюра тратит 50000 рублей на помещение, уборку, электричество и воду, а чтобы выполнить маникюр одному клиенту, мастеру необходимо 500 рублей на материалы. При этом цена на услугу — 2000 рублей.
Считаем точку безубыточности: 50000/ (2000-500) = 33. То есть, чтобы «не уйти в минус», нужно сделать маникюр 33 раза. А вот если клиентов или записей в салон будет больше, владелец студии получит прибыль.
2) Теперь попробуем выяснить, сколько данной компании нужно получить денег, чтобы не работать в убыток, по второй формуле.
Для этого сумма регулярных расходов делится на число, которое получается, если из суммы предполагаемой выручки вычесть переменные расходы. Затем полученную цифру нужно умножить на размер выручки.
Обычно такую формулу применяют в тех случаях, когда бизнес оказывает несколько видов услуг или продает разную продукцию. Но в данном случае рассмотрим ее на примере той же студии маникюра.
Допустим, при стоимости услуги в 2000 рублей и количестве клиентов в 50 человек студия планирует заработать 100000 рублей.
Точка безубыточности в таком случае считается по формуле: 50000 рублей / (100000-25000) х 100000 = 67000 рублей. Данную сумму бизнесу необходимо заработать для того, чтобы как минимум покрыть свои затраты на аренду и «расходники».
Такие расчеты можно проводить как на короткий период длиною в месяц, так и на более продолжительный период, например, квартал. А регулярный мониторинг актуальных показателей поможет эффективнее планировать деятельность компании и ставить правильные цели.