Когда стоит запускать собственный онлайн-курс
В последние несколько лет сфера онлайн-обучения набирает популярность. Это происходит в первую очередь из-за того, что возможность получить нужные навыки и компетенции в дистанционном формате зачастую удобнее, нежели в традиционном, а современные технологии позволяют сделать образовательный процесс комфортным.
В связи с этим активизируются онлайн-школы, а многие эксперты разрабатывают и запускают свои образовательные курсы. Сегодня поговорим о том, что делать, если вы тоже решили создать свой онлайн-продукт, и всем ли он настолько нужен.
Специфика онлайн-обучения
Постоянное образование становится не просто трендом, а требованием времени. Большинство людей предпочитают не ограничиваться компетенциями, которые получили в вузе, и регулярно проходят курсы повышения квалификации как самостоятельно, так и в формате корпоративного обучения. Такой подход к профессиональному развитию позволяет сегодня оставаться востребованным и конкурентоспособным специалистом на рынке труда.
В связи с имеющимися тенденциями увеличивается спрос на онлайн-образование. Так, 1 февраля 2024 года агентство Smart Ranking опубликовало актуальные данные по рынку EdTech России по результатам 2023 года. Согласно отчету, за год отмечен прирост выручки самых крупных EdTech-компаний на 32% по сравнению с 2022 годом. Речь идет о таких известных организациях, как Skillbox Holding, Skyeng, «Синергия», «Яндекс Практикум».
Если изучить социальные сети, то можно обнаружить, что на рынке представлены онлайн-продукты не только от крупных игроков, но и от экспертов в разных областях знаний: психологии, инвестициях, маркетинге и т. д. Фактически, каждый профессионал своего дела, обладающий определенным практическим опытом, знаниями, наработками и аудиторией, может создать и продавать свой обучающий продукт, чтобы делиться компетенциями с желающими. Как правило, когда речь идет о продаже инфопродуктов, подразумевается такое направление деятельности, как информационный бизнес или инфобизнес.
Зачастую эксперты в области образования разграничивают обучающие онлайн-продукты на две категории: онлайн-школы и инфобизнес. Первые, по их мнению, отличаются тем, что обычно создают свои курсы с использованием определенной методологии, подключают к работе опытных педагогов, применяют интерактивные элементы в обучающем процессе и строят его таким образом, чтобы учащиеся осваивали определенные компетенции. То есть, по сути, обеспечивают комплексный образовательный процесс и готовят специалистов.
У инфобизнеса такой задачи может не быть. Его цель — предоставить информацию. Эксперт делится своими наработками, знаниями, кейсами, практическими фишками. В ходе обучения клиенты тоже могут получать определенные компетенции и опыт. Но, как правило, онлайн-курс — именно передача знаний. Например, практикующий психолог с большим опытом решил создать вебинар по теме, с которой много работает, чтобы рассказать о действенных лайфхаках, так как в их эффективности он убедился во время консультаций с клиентами.
Если вы являетесь профессионалом в какой-то сфере и решили, что готовы нести свои уникальные скиллы в массы, скорее всего, речь идет именно о разработке инфопродукта.
Когда стоит создавать курс и как сделать его правильно
Иногда эксперты занимаются подготовкой онлайн-курсов просто потому, что все так делают. Подобный подход необязательно принесет результат, так как продажа информационных продуктов, как правило, является следующим шагом к масштабированию, когда желающих прийти на персональную работу у эксперта становится больше, чем временного ресурса. То есть у него уже есть клиентская база, опыт, заинтересованная аудитория: те, кто хочет и будет покупать.
Допустим, психолог ведет консультации, у него огромный лист ожидания, большой аккаунт в социальных сетях. Но записать на прием всех, кому нужна его помощь, невозможно. Подготовка онлайн-вебинара может стать некой альтернативой, которая не заменит личной работы, но способна принести пользу аудитории эксперта.
Если всё вышеперечисленное — ваш случай, и вы готовы попробовать себя в онлайн-обучении, важно сделать следующее.
- Определиться с темой курса. Старайтесь отталкиваться не от своих предположений, а от ожиданий аудитории. Чтобы их выяснить, можно опросить ваших подписчиков или клиентов. Например, создать небольшую анкету и попросить ее заполнить.
- Изучить конкурентов, которые также продают онлайн-продукты в вашей нише. Если есть возможность их купить, то пройдите и проанализируйте наполнение, подачу материала. Так вы сможете предложить то, чего не хватает на рынке.
- Выбрать оптимальный формат онлайн-продукта. Можно подготовить вебинар, мастер-класс, полноценный курс. Всё зависит от темы, наполнения и результата, который вы хотите получить. Кроме того, вебинар и мастер-класс предполагают, что вам не придется заранее записывать материал и собирать большую команду, что позволит сократить расходы. А если вы хотите организовать полноценный курс, скорее всего, потребуется помощь методолога, кураторов и т. д.
- Прежде чем вкладывать финансы в запись и продажи продукта, будет полезно протестировать, а есть ли реальный спрос на то, что вы хотите предложить. Можно попросить тех, кому актуальна тема вашего курса, записаться в лист ожидания, участники которого смогут купить продукт по самой выгодной стоимости. Вне зависимости от формата продукта, первый поток вполне реально провести в режиме реального времени, заменив запись уроков онлайн-трансляциями. Так вы минимизируете расходы, увидите свои слабые стороны и сможете доработать продукт к следующему потоку.
- Соберите специалистов, которые вместе с вами будут заниматься подготовкой и продажами. Как минимум понадобится технический специалист, который обеспечит проведение онлайн-трансляций, настройку чат-ботов, рассылки. А также маркетолог, менеджер по обработке заявок, куратор. Если вы сразу планируете записывать уроки, подключайте специалистов по записи и обработке видео, свету, звуку, монтажу.
- После завершения обучения приготовьтесь вносить корректировки и обновлять материалы. Будет здорово собрать обратную связь от участников, чтобы проанализировать результаты и учесть их рекомендации для дальнейшего развития в сфере онлайн-обучения.