Еще 3 года назад никто не воспринимал китайцев как серьезных игроков автоиндустрии. Качество автомобилей оставляло желать лучшего, доля на рынке была ничтожно мала: в 2020 году — 4%, 2021 — 9%. Но уже на период 2022 года увеличилась до 30 процентов, а на 2023 эксперты прогнозируют рост до 32% и около 1,5 трлн рублей. Как же так вышло, что «срединное государство» за столь короткий срок стало лидером авторынка РФ? Как раз об этом мы и поговорим.
Как все начиналось
Первые китайские авто пришли на рынок РФ в уже далеком 2003 году. Именно тогда началась торговля с нашим партнером: из года в год поставки росли, рынок ширился, ведь автомобили из Поднебесной по более низкому прайсу, даже в сравнении с отечественными, могли похвастаться такими функциями, как усилитель руля, автоматические подъемники стекол, кондиционер. Но тогда стать монополистами китайцам не удалось — подвело качество. Автомобили гнили за один сезон, электрика была ненадежна, а краш-тэсты показали, что эти «изделия» не соответствуют даже минимальным требованиям безопасности. Так, разочаровавшись, отечественный потребитель вновь обратил свой взор на транспорт российский, европейский, американский. Казалось бы, позиции азиатского гиганта пошатнулись, но дракон притаился лишь на время.
Наше время
Сегодня на китайские бренды приходится почти треть автомобильного рынка России, и после ухода некоторых западных автогигантов это значение будет лишь расти. Уже стало очевидным падение европейских, американских, японских автоконцернов: они просели на 61%. Это связано, во-первых, с ценообразованием на машины от данных производителей, во-вторых, с санкциями, ввод которых западными властями подобен выстрелу себе в ногу в рамках конкретной отрасли, что нанесло большой урон заграничным автоконцернам. Российский рынок всегда был одним из крупнейших для французских, немецких, японских производителей. Чтобы понять масштабы изменения долей рынка западных, японских и корейских автопроизводителей, предлагаем вновь обратиться к цифрам: в период с 2022 по 2023 корейские бренды упали с 24% до 9%, европейские — с 27% до 6%, а японские — с 18% до 6%. Санкции вынудили многие компании уйти из России, оставшиеся ведут свою деятельность, торгуя автомобилями со складского балланса, или предлагают скудные комплектации за явный оверпрайс. Оригинальные расходники и комплектующие достать очень сложно, поэтому приходится прибегать к аналогам или же надеяться на услуги дельцов, занимающихся параллельным импортом, что тоже сказывается на цене, а неоригинальные запчасти не всегда соответствуют высоким стандартам качества. Тут-то дракон перестал таиться, и китайцы начали свой стремительный забег на отечественный рынок.
Что предлагает Китай
Улыбку Великого Xi, коммунизм, кошкожену, «миска риса» за положительный социальный рейтинг, хорошие машины. Представители Поднебесной зашли на наш рынок с конкурентными предложениями и ценами. Качество автомобилей выросло в разы, дизайн, комплектации — сегодня покупателю доступно множество опций, которые западные бренды предложить не в силах. Какую бы методику продаж, рекламу ни запускали представители бренда, характерный для нашей страны сарафанный маркетинг для многих потенциальных покупателей является самым авторитетным источником информации, что сыграло на руку таким брендам, как Geely, Chery, Haval, Changan. Многие владельцы данных брендов лестно отзываются об автомобилях в социальных сетях, личных беседах, что положительно сказывается на репутации и приводит к росту продаж.
Не только качество, но и предложение играет немаловажную роль в потребительской привлекательности этих брендов. Ни один диллер, даже отечественный, не предлагает рассрочку, да-да, ты не ослышался, рассрочку под 0,01%, а не кредит. В принципе, для нашего рынка это беспрецедентное предложение, так как кредитные ставки сейчас совсем не лояльны к покупателю, хотя разницу по переплате продавец и пытается скрыть за якобы виртуальной скидкой при покупке автомобиля в кредит. И мы должны понимать, что относительно низкая стоимость автомобиля, дополнительные предложения, которые диллер в итоге оборачивает подарком для покупателя, имеют одну цель — захватить отечественный авторынок и стать на нем гегемоном.
Перспективы
Очевидно, что Китай продолжит завоевывать автомобильный рынок РФ. Отсутствие проблем с комплектующими, растущая лояльность, сформировавшееся доверие к брендам со стороны покупателей, привилегированные кредитные условия (в сравнении даже с отечественным рынком) в скором времени приведут к замещению ушедших брендов. Да, представители английского, немецкого автоконцерна всегда ценились российскими водителями, но в нынешних реалиях не все готовы месяцами ждать необходимую деталь и приобретать автомобиль и комплектующие к нему за цену, превышающую реальную в разы. На этом и сыграли наши азиатские партнеры, которые воспользовались создавшимся на рынке вакуумом и заняли нишу. Эксперты прогнозируют, что на конец 2023 года и в период 2024 доля китайских автомобилей на рынке может вырасти до 60%, и сегодня эта цифра не кажется чем-то фантастическим, а, наоборот, выглядит вполне реальной.