«После пандемии бизнес не будет прежним» — сегодня эту фразу, как мантру, повторяют многие предприниматели, потрясенные последствиями распространения коронавируса. Большинство экспертов отмечают, что разразившийся финансовый кризис только ускорил процессы, которые давно назревали. Впереди нас ждут перемены как в экономической и социальной, так и деловой сфере жизни. При этом некоторые отрасли смогут быстрее других адаптироваться к новым условиям и продемонстрировать значительный рост. В этой статье мы приведем примеры бизнес-направлений, которые будут наиболее востребованы после пандемии.
Доставка
В период пандемии сервисы доставки одними из первых ощутили рост потребительского спроса. Причем россияне собираются активно ими пользоваться и после снятия ограничительных мер — об этом заявили 71% наших сограждан. Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что у людей будет постепенно вырабатываться новая привычка потребления: во время самоизоляции многие по достоинству оценили цифровые сервисы и потому готовы и дальше их задействовать в повседневной жизни. Кроме того, после карантина люди станут с осторожностью посещать магазины, поэтому торговые точки, прежде отказывавшиеся от доставки, будут вынуждены ее внедрять.
В связи с этим на первый план выйдут компании, которые смогут организовать и наладить данный процесс. К таким относятся, например, цифровые агрегаторы и маркетплейсы, которые позволяют клиенту получить товар, не выходя из дома. В свою очередь для первых большую роль будут играть экспедиторские компании, способные без задержек доставить груз. Аналитики отмечают, что во всем мире изменения приведут к более активному внедрению дронов и беспилотных автомобилей, которые смогут заменить людей. Управляющий партнер А1 Андрей Елинсон подчеркивает, что для потребителей на первый план выйдет скорость реакции поставщика, вследствие чего компании, наращивая технологические мощности, будут снижать сроки доставки.
Торговля
По мнению экспертов, последствия пандемии коронавируса необратимо скажутся на торговле и потребительском поведении россиян. Генеральный директор In Sales Тимофей Горшков указывает, что за последние два месяца наши сограждане наглядно продемонстрировали, какие именно товары являются для них необходимыми. Основные продукты питания (бакалея, фрукты и овощи, алкоголь), бытовая химия, медицинские товары — вот три наиболее востребованных направления, которые будут пользоваться спросом в любые времена, отмечает топ-менеджер. При этом, по его словам, в данной отрасли значимую роль будет играть вышеупомянутая доставка.
Аналитики прогнозируют, что представители торговли будут активнее использовать онлайн-среду, становясь участниками маркетплейсов и агрегаторов, которым, в свою очередь, придется разрабатывать более гибкие финансовые условия сотрудничества и брать компании «под крыло» в случае экономических неурядиц.
IT
Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко выделяет цифровые площадки, которые стали пользоваться наибольшим спросом во время пандемии, — это поисковые системы, интернет-магазины, социальные сети, онлайн-кинотеатры, а также сервисы дистанционного общения и обучения. По его мнению, компании, занимающиеся IT-разработками, должны предоставить своим клиентам сервисы, которые будут помогать им в социализации и поддержании привычного образа жизни. К примеру, в период пандемии в AppStore и GooglePlay вырос спрос на приложения для занятий спортом, благодаря которым пользователи следовали персональной схеме тренировок и получали ценные рекомендации от личного наставника. Плуготаренко считает, что этот тренд будет актуален и после снятия режима самоизоляции: приложения, трекеры, браслеты, кольца для отслеживания режима сна — продажи этих товаров продолжат свой рост.
Кроме того, повышенное внимание будет уделено бизнес-сервисам — платформам, которые помогут предпринимателям вести бухгалтерию, оптимизировать расходы, увеличивать продажи, искать партнеров, привлекать инвестиции и набирать штат сотрудников. На текущий момент многие компании заинтересованы в том, чтобы в случае форс-мажора быстро и без потерь производительности перевести предприятие в онлайн-среду.
Сервисы общения и развлечений — еще один крупный пласт, который будет востребован после пандемии. По мнению Плуготаренко, эти два направления тесно связаны друг с другом, поскольку на текущий момент те же онлайн-игры представляют собой огромные сообщества людей, связанных едиными интересами. Режим самоизоляции подтвердил ценность человеческого взаимодействия, благодаря чему на первый план вышли сервисы наподобие Skype или Zoom. В свою очередь, заточение в стенах собственного дома привело к росту загрузок игр: по мнению директора РАЭК, большая часть новичков, впервые оценивших квесты, стратегии и шутеры, останутся их приверженцами и после пандемии.
Онлайн-образование
По мнению генерального директора «Почты России» Максима Акимова, в ближайшем будущем образование может стать отраслью, которая по большей части перекочует в онлайн. Режим самоизоляции в очередной раз подтвердил, что сегодня для получения новых знаний необязательно физически присутствовать на курсах или мастер-классах, — добиться повышения квалификации можно и благодаря интернету. Это означает, что школы, частные преподаватели и тренеры, используя современные технологии, смогут привлекать учеников из любой части света.
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин считает, что в данном направлении бизнес может оказать серьезную поддержку школьному образованию: отрасли понадобятся цифровые сервисы, которые помогут дистанционно поддерживать процесс обучения без потери его качества. По его мнению, необходимо создать конкурентный рынок, на котором школы будут выбирать лучших провайдеров этих услуг, что, в свою очередь, повысит эффективность как компаний, так и самих учебных заведений.
Фастфуд
Пандемия коронавируса фактически разорит ресторанный бизнес, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов. Это связано с тем, что на текущий момент заведения «доедают» свои финансовые запасы, а после снятия ограничений столкнутся с очень низким потребительским спросом, поскольку клиенты будут стараться экономить деньги и из-за опасений первое время не будут посещать общественные места. В связи с этим в сложившейся ситуации смогут выжить только фастфуд и прочие дешевые форматы, которые благодаря недорогой еде и быстрой доставке расширят клиентскую базу. Не исключено, что в нашей стране возрастет интерес к фудтракам, — эти передвижные точки можно ставить в различных городских локациях (например, недалеко от парков или бизнес-центров), а затраты на их содержание гораздо меньше по сравнению с расходами на кафе.
По мнению экспертов, изменения в деловом мире также будут зависеть от трансформации рынка труда. Владелец AEON Роман Троценко утверждает, что все больше россиян станут заинтересованы в переходе на самозанятость или индивидуальную занятость, чтобы чувствовать себя полноценным участниками бизнес-экосистем и выгодно продавать свой опыт. Директор по развитию Staff-UP Consulting Group Елена Лимонова считает, что в ближайшее время в стране могут появиться два тренда: повышенный спрос на персональный сервис (личный доктор, стилист или консультант по инвестициям) и на многофункциональных работников, способных одновременно выполнять несколько задач: например, подбор и управление персоналом или организация продаж. В свою очередь, директор центра занятости «Моя работа» Роман Шкут призывает не забывать о простых специальностях: по его словам, пандемия продемонстрировала, что обществу никак не обойтись без водителей, курьеров, грузчиков и кассиров.
Как рознице выжить во время кризиса: стратегия Nike