Бизнес
04 февраля, 2020

Коронавирус и его последствия для российского бизнеса

Российские предприниматели рассказывают, что изменилось в их отношениях с китайскими поставщиками и к чему следует готовиться всем нам.

Более 20 тыс. заразившихся и 427 умерших — такие данные о последствиях коронавируса по состоянию на 4 февраля 2020 года приводит Госкомитет Китая по делам здравоохранения. Российские граждане опасаются развития эпидемии в своей стране: не только потому, что в РФ уже выявлены два случая заражения, но и из-за тесных туристических и торговых отношений с восточным соседом. И хотя Всемирная организация здравоохранения заявляет, что при получении посылок из Китая подхватить вирус невозможно, наши соотечественники предпочитают не рисковать. По мнению начальника отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарека Авакяна, частичный отказ россиян от онлайн-площадок Aliexpress или Taobao способен принести последним убытки в размере $1,5 млрд. Если эпидемия будет набирать обороты, то покупателям из РФ придется переключиться на аналогичные маркетплейсы из других стран.

По данным издания «Коммерсантъ», российские партнеры китайских компаний, включая Huawei, Xiaomi, Vivo, уже получили письма с сообщениями о приостановлении поставок смартфонов на две недели. Ритейлеры отмечают, что 14 дней не приведут к возникновению дефицита гаджетов, но это случится, если товар не будет поступать в течение одного или полутора месяцев.

Финансист Андрей Мовчан в интервью журналу Forbes высказал сомнения, что коронавирус причинит серьезный вред российской экономике: ежегодный товарооборот с соседом составляет около $50 млрд, или 3% от ВВП нашей страны. При максимальных потерях эта цифра уменьшится втрое, а товары из Китая будут заменены продукцией из других государств.

Но это в глобальном масштабе. А как на текущий момент смертельно опасный вирус влияет на малый бизнес? Своим мнением поделились российские предприниматели, работающие с китайскими поставщиками.

«Если ситуация останется прежней, то цены взлетят»

Александр Пинчуков, технический директор компании GrosseMARK

Наша компания быстро ощутила последствия распространения эпидемии. Мы реализуем лазерные станки для маркировки, а основной завод-производитель излучателей для техники расположен в китайском городе Ухань, который является эпицентром вируса. На текущий момент весь муниципалитет перекрыт, поставки лазерных излучателей приостановлены на неопределенное время. Хорошо, что мы успели запастись необходимым оборудованием и пока отгружаем клиентам технику, которая хранится на складе.

Нам приходится ежедневно следить за тревожными новостями из Китая и на их фоне присматриваться к альтернативным поставщикам. Думаю, если ситуация в течение ближайшего месяца не нормализуется, то в нашей рыночной нише не обойтись без серьезного скачка цен на оборудование. Мы уже предупреждаем клиентов о возможном дефиците техники. Некоторые из тех, кто долго думал по поводу покупки, решаются на приобретение станков сейчас, опасаясь больших затрат.

«Пока вопросов больше, чем ответов»

Артем Лылык, основатель и генеральный директор ASIA IMPORT GROUP

В силу того, что вспышка вируса совпала с наступлением китайского Нового года, его распространение никак не отразилось на поставках, отгрузках и прочих наших коммуникациях с поставщиками. Считаю, что вирус способен продлить зимние каникулы в этой стране на 2-3 дня, но не более того. На текущий момент партнеры никоим образом не изменили свое поведение. Какие-либо перемены возможны после 5-10 февраля, когда в Китае завершатся праздники и большинство компаний вернутся к стабильной работе. Кроме того, необходимо принимать в расчет действие местного правительства и возможные ограничения, которые могут наложить чиновники.

Важным фактором является логистика внутри Китая и за пределами страны: мы должны понимать, какие маршруты продолжат работу, а какие будут перекрыты. К тому же все еще нет конкретики относительно таможенных переходов: если границу с соседним государством закроют, то это усложнит торговые отношения. На данный момент мы больше задаем вопросов, чем получаем ответов.

«Я опасаюсь не вируса, а нового финансового кризиса»

Александр, совладелец сети магазинов «ХОЧУ»

Наши магазины оригинальных подарков и комиксов примерно на 15-20% зависят от прямых поставок из Китая. При этом хочу отметить: практически вся продукция, которую мы получаем от других партнеров, также сделана в этой стране. То, каким СМИ сегодня показывают Китай, — это нормальное явление. На текущий момент он действительно выглядит как постапокалиптическое государство с пустыми городами, улицами и практически вымершими зданиями. Дело в том, что в стране празднуют Новый год, и это единственные для местных жителей длительные каникулы, во время которых они могут отправиться в путешествие или разъехаться по своим деревням. Поэтому для более объективной оценки ситуации нужно дождаться окончания праздников.

На текущий момент коронавирус не сказался на нашем бизнесе. С учетом того, что он распространяется только от человека к человеку, нам нет нужды «замораживать» поставки товаров. Правда, наши китайские партнеры сообщили, что фабрики продлили свои каникулы на 5 дней, поэтому могут быть небольшие задержки с получением продукции.

В сложившейся ситуации я опасаюсь не дальнейшего распространения вируса, а возможного наступления нового финансового кризиса, который способен убить намного больше людей. Сегодня вся экономика сильно зависит от Китая. Единицы не пользуются китайским оборудованием, товарами или запчастями. Если весь мир перестанет торговать с этой страной, то прежде всего плохо станет миру. Отмечу, что на ситуацию также негативно влияет паника, которую сеют не только СМИ, но и даже опытные инвесторы, из-за чего серьезно трясет рынок. И это при том, что китайские власти достаточно оперативно реагируют на происходящее и стараются защитить страну от эпидемии.

Плюсы ведения малого бизнеса в России


ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: