Еще 20-25 лет назад большая часть населения России считала, что лучшие мировые бренды сосредоточены за границей, а нашей стране нечем похвастаться, кроме, пожалуй, оружия, балета, крепкого алкоголя и икры. Современная эпоха доказывает обратное: ряд отечественных торговых марок не только получили широкое признание на родине, но и обрели популярность на Западе. Сегодня по своим ценностям и качественным характеристикам они ничем не уступают зарубежным аналогам. Мы составили подборку российских брендов, с которыми хорошо знакома иностранная аудитория.
«Аэрофлот»
До 1991 года «Аэрофлот» оставался крупнейшей в мире авиакомпанией. Свои позиции бренд сдал после развала СССР, однако на сегодняшний день он входит в число лучших авиаперевозчиков и выполняет рейсы в десятки стран. О том, насколько иностранцы осведомлены об «Аэрофлоте», говорит награда Brand Finance — ее вручают самой узнаваемой авиакомпании в мире. Кроме того, отечественный бренд регулярно входит в число лучших авиакомпаний Восточной Европы. На текущий момент «Аэрофлот», даже при наличии других сильных отечественных перевозчиков, является лицом российской авиации за границей. Для своего продвижения на Западе компания использует партнерское участие в различных программах: так, несколько лет назад она стала официальным перевозчиком английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед».
«Газпром»
Компания, располагающая самыми богатыми в мире запасами природного газа, обречена на узнаваемость. По данным Forbes, по величине выручки ($158 млрд) «Газпром» занимает восьмое место среди крупнейших мировых энергетических компаний, находясь в одном ряду с ExxonMobil, Chevron и British Petroleum. На Западе концерн в первую очередь известен экспортом газа — компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная система протяженностью 172 тыс. км. Благодаря ей корпорация присутствует более чем в 30 странах ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, «Газпром» активно инвестирует в европейский футбол: в свое время компания вкладывала деньги в английский «Челси», сербскую «Црвену звезду» и немецкий «Шальке 04». Также у концерна есть действующий спонсорский контракт с Лигой чемпионов — российская компания инвестировала в турнир €210 млн.
«Маша и Медведь»
Этот сериал называют российским ответом мультфильмам «Диснея». Изначально его создатели, анимационная студия «Анимаккорд», не рассчитывали на успех. Однако «Маша и Медведь» настолько полюбился зрителям, что на текущий момент его показывают более чем в 100 странах мира. По мнению аналитика Forex Optimum Ивана Капустянского, высокий спрос на это произведение обусловлен тем, что проблемы и радости героев мультфильма понятны широкой аудитории. Кроме того, зрителям нравятся юмор и качество исполнения каждой серии, снятой в лучших традициях советской анимации. За 10 лет существования проект поставил несколько рекордов: например, в 2019 году он попал в топ-5 самых востребованных детских шоу по данным исследовательского агентства Parrot Analytics. В тому же году один из эпизодов сериала, «Маша плюс каша», набрал более 4 млрд просмотров и удостоился награды Книги рекордов Гиннеса как самый просматриваемый мультфильм в мире.
«Балтика»
Еще 20 лет назад трудно было представить, что российский пивной бренд сможет не только оказаться, но и закрепиться на западном рынке. Скептицизм наших соотечественников был связан с высоко развитой культурой потребления алкогольных напитков за рубежом, где насчитывались десятки тысяч торговых марок. «Балтике» удалось разрушить эти стереотипы: на текущий момент компания экспортирует продукцию в 75 стран мира, а в 43-х из них является единственным российским представителем. Причем за последний год поставки продукции выросли на 11%. В ассортименте концерна такие бренды, как «Балтика», Carlsberg, Tuborg и Zatecky Gus. На отечественном рынке торговая марка занимает второе место с долей в 27%, говорится в отчете «ВТБ капитала».
RASARIO
Певицы Кэти Перри и Дженнифер Лопес, супермодели Синди Кроуфорд и Хайди Клум, актриса Кортни Кардашьян — вот неполный перечень «звезд», предпочитающих российский бренд одежды RASARIO. Дизайнер и основатель марки Расида Лакоба сделала ставку на вечерние наряды для светских мероприятий — известные поклонницы бренда выходят в них на красные ковровые дорожки и позируют под вспышками фотокамер. Представители компании отмечают, что сотрудничество со «звездами» является одним из основных векторов развития RASARIO. Для этих целей было заключено сотрудничество с агентством-партнером из Лос-Анджелеса, так как основная часть мировых событий происходит в этом городе.
«Лаборатория Касперского»
Созданная в России международная компания с 1997 года занимается вопросами информационной безопасности. На текущий момент «Лаборатория Касперского» открыла офисы в более чем в 30 странах, поставляя продукцию в 200 государств. Клиентами корпорации являются 400 млн человек. Компания сотрудничает как с частными, так и с государственными структурами, заинтересованными в защите цифровых данных. Для продвижения за рубежом «Лаборатория Касперского» среди прочего выбрала спортивное спонсорство: компания сотрудничает с командой Ferrari из «Формулы-1», а также поддерживает пилотов DS Virgin Racing, участвующих в чемпионате «Формулы Е» — классе автогонок на электромобилях.
Плюсы ведения малого бизнеса в России