Марат Бабаев
Автор:
Марат Бабаев
11 октября 2018

4 способа повысить рентабельность вашего бизнеса

Фундаментальное правило ведения бизнеса в капиталистической экономике состоит в том, что если вы не зарабатываете, то не сможете выжить. Звучит сурово, но правда всегда такова.

На поле малого бизнеса этот закон приобретает еще более радикальные формы. Конкуренция высока, а ресурсы на дальнейшее развитие зачастую планируется брать с полученного дохода. При этом многие предприниматели задаются вопросом: «Почему мои показатели дохода выше, чем у конкурентов, а прибыль меньше?» Данные переживания вполне резонны, ведь именно размер прибыли позволяет определить рентабельность предприятия.

И частая ошибка, которую допускают владельцы малого бизнеса в таком случае, — это работа только над увеличением продаж. И на этом все. Но на самом деле рост прибыли достигается двумя неизбежно идущими вместе способами: увеличением выручки (продаж) и сокращением расходов. Давайте рассмотрим 4 стратегии для достижения этого.

Снижение прямых затрат

Прямые затраты — это те расходы, которые напрямую указываются в отчетах о прибыли. Они являются «осязаемыми», и предприниматель способен относительно точно оценить их размер. К прямым затратам можно отнести зарплату работников, плату за аренду, расходы на покупку оборудования, сырья или товаров.

Первый способ сократить затраты — это уменьшить себестоимость продаваемых вами товаров. Для этого стоит провести переговоры с вашими поставщиками. Долгосрочное сотрудничество с вами для них не менее выгодно, чем для вас. А потому, если ваши поставщики захотят его сохранить, они пойдут на умеренное снижение цены, чтобы ваша прибыль помогла вам оставаться на плаву и работать дальше.

Второй способ сократить затраты — это уменьшить производственный инвентарь или, как говорят в предпринимательской среде, обеспечить «контроль за состоянием запасов». Бережное отношение к инвентарю и отслеживание его запасов увеличат вашу прибыль. Некоторые владельцы малого бизнеса закупают инвентарь произвольно, не используя данные о его учете. Это приводит к нерациональному расходованию средств на закупку лишнего оборудования.

Третий способ уменьшения прямых затрат — это сокращение ваших эксплуатационных ресурсов. Многие предприниматели игнорируют эти расходы, полагая, что они незначительные. Но истина заключается в том, что оптимизация затрат на телефонную связь, веб-хостинг, электричество и даже офисную бумагу, например, незаметно для вас может улучшить показатели прибыли.

Снижение косвенных затрат

Хотя косвенные затраты, как следует из названия, трудно отследить, они также наносят ущерб вашей прибыли. Эти расходы менее очевидны и на первых порах могут быть даже неосознанными, тем не менее оказывают сильное влияние на показатели итоговых отчетов.

Более наглядно объяснить, что такое косвенные расходы, поможет следующий пример. Пекарня каждый день производит определенное количество изделий. И вся выпечка, которая остается в конце рабочего дня, уже не может быть выставлена на продажу завтра, а, соответственно, списывается. Расходы на списание данной продукции в данном случае считаются косвенными и являются частью общих расходов на производство товара. Тем не менее их можно сократить, что и позволит увеличить прибыль впоследствии. В случае с пекарней для этого необходимо отследить среднее количество продаваемых за день изделий и в соответствии с этим числом сформировать ежедневный ассортимент. Чем точнее вы определите данный показатель, тем меньшее количество выпечки придется списывать в конце дня.

Увеличение продаж

Когда предприниматель думает об увеличении прибыли, первый вопрос, которым он задается: «Как мне больше продавать?». Мы рассмотрим увеличение продаж двумя основными способами: повышением результативности сотрудников и расширением каналов сбыта.

Первый способ начинается с мониторинга производительности сотрудников. После этого происходит поиск новых стратегий для улучшения их работы. Наиболее традиционными вариантами являются установление плана продаж и мотивирующие премии.

Новые каналы сбыта обеспечиваются расширением клиентской базы или точек распространения товара. Помимо этого, стоит подумать и об усилении маркетинговой политики: увеличении затрат на рекламу, работе с онлайн-контентом или повышении популярности в социальных сетях.

Анализ прибыли

Имеющиеся данные о доходах следует использовать не только для того, чтобы понять, насколько вы стали богаче и какой должны заплатить налог, но в первую очередь для анализа с целью дальнейшей оптимизации денежного оборота.

Анализ доходов и расходов позволяет предпринимателю понять, какие аспекты работы требуют изменений в большей или меньшей степени. Например, если вы продаете товар с высокой ценовой накруткой, одна единица которого позволяет получить хорошую прибыль, то следует сосредоточиться на повышении количества продаж, в том числе и на дополнительной мотивации сотрудников. Если же ваш товар имеет невысокую розничную цену, но продается в большом количестве, то тогда следует подумать об уменьшении его себестоимости для получения большей прибыли. Это может быть как сокращение расходов на производство, так и уменьшение затрат на логистику.