Марат Бабаев
Автор:
Марат Бабаев
12 октября 2018

4 признака того, что бизнес пора продавать

Иногда наступает время, когда приходится выйти из игры. По собственной воле или потому, что ваша бизнес-модель перестала быть рентабельной, вы вынуждены продать свое дело, передать на него право собственности другому или (при наиболее худшем варианте) попросту закрыть его. Как владельцу бизнеса или руководителю, вам может быть трудно определить подходящее время для выхода из своего дела. В этой статье мы разберем признаки того, что это время пришло, а также вкратце рассмотрим наиболее подходящие стратегии выхода, будь то продажа бизнеса или передача управления другому лицу.

1. Вам не нравится ваше дело

Многие предприниматели приходят к пониманию того, что им больше не нравится заниматься своим делом. По мнению бизнес-консультанта Брайана Гамильтона, данная потеря интереса часто происходит из возникновения многих кадровых проблем: наем работников, увольнение, установление дисциплины, управление и прочее. По мере роста вашей компании стартовые трудности (например, поиск финансирования или маркетинговое продвижение) начинают исчезать. Эти проблемы хоть и кажутся сложными, но они для многих предпринимателей являются наиболее интересными. Но со временем на замену им приходят пусть и более простые, но совершенно рутинные заботы, связанные с управлением и персоналом. Многим владельцам бизнеса в таком случае приходится адаптироваться под новые обязанности, которые не всегда оказываются для них желаемыми. Если эти новые проблемы не вызывают у вас никакого интереса и сильно сказываются на вашем желании работать, то пора задуматься о планировании выхода — если не закрывать бизнес в целом, то по крайней мере делегировать управление кому-либо другому.

2. Компания переросла ваш набор навыков

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Может произойти так, что вы, как руководитель собственной компании, поймете, что принимаете все меньшее участие в ее развитии. Эту правду бывает тяжело принять, но хорошего предпринимателя прежде всего отличает умение быть честным с самим собой. Например, вы можете быть отличным продажником. Благодаря этому ваша компания со временем вышла на высокий уровень дохода, но с учетом изменения бизнес-модели от вас, как от руководителя, требуются дополнительные навыки в разных областях. В этот момент важно выбрать наиболее правильный путь решения данной проблемы и сохранить за собой ту область деятельности, в которой вы остаетесь лучшим, тогда как прочие — поручить профессионалам. Однако следует отметить, что многие предприниматели могут учиться необходимым навыкам и развиваться вместе со своей компанией.

3. Рынок двигается против вас

Если вы признаете, что на горизонте появился новый крупный тренд, который угрожает сделать ваш бизнес маргинальным или вовсе ненужным, то пришло время подумать о плане выхода. Если посмотреть на текущую технологическую траекторию движения нашего общества, то становится ясно, что ни одно дело на сегодняшний день не может быть абсолютно стабильным. Прежние службы такси, не так давно имевшие огромный успех, сегодня остались в глубокой тени таких гигантов, как Uber. А множество существовавших сервисов для онлайн-знакомств в одночасье превратились в пережиток прошлого с появлением Tinder. В настоящее время сегменты розничной торговли или сектора B2C в большой степени испытывают на себе подобные процессы. Но аналогичная ситуация начинает распространяться и на рынках B2B. А значит, если вы хотите как можно дольше оставаться в игре, вам нужно внимательно следить за тенденциями.

4. Появляется выгодное предложение о продаже

Причины выхода из бизнеса могут быть не только негативными, но и положительными. Иногда люди отказываются от своего дела просто потому, что им поступает выгодное предложение. Если рынок изменчив, а шумиха вокруг вашей отрасли создает выгодную возможность, то стоит ею воспользоваться. В 2012 году создатели Instagram продали свое приложение компании Facebook за 1 млрд долларов. Вероятная капитализация Instagram сегодня (если рассматривать ее как отдельную от Facebook компанию) составляет примерно 100 млрд долларов. Учитывая многократное увеличение стоимости приложения, его продажа сейчас может казаться невыгодной сделкой. Но неизвестно, смог бы Instagram вырасти до таких размеров, если бы остался в руках своих первоначальных создателей. Как и в любом другом случае, в подобных ситуациях важно оставаться реалистом и прагматиком. Даже если ваша компания в перспективе способна приносить миллиарды, чтобы добиться этого, необходимы большие ресурсы, которых у вас может не быть. Поэтому если какой-либо крупный игрок предлагает  выгодное предложение о покупке вашего бизнеса, то во многих случаях стоит соглашаться.