Специфика открытия пункта выдачи заказов при работе с маркетплейсами
Если вы ищете варианты бизнеса, где сходу не придется вкладывать значительные суммы, то стоит рассмотреть открытие пункта выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейса — проект требует не самых больших инвестиций, а предприниматели с успешным опытом такой деятельности говорят, что окупается он сравнительно быстро. Сегодня поговорим о том, с чего начать и как выстроить работу в данном направлении, чтобы добиться успеха.
Почему ПВЗ — перспективная идея
Основные параметры, на которые обращают внимание многие предприниматели перед стартом проекта, — размер инвестиций, которые потребуются для запуска, срок окупаемости и простота в реализации. В большинстве случаев пункт выдачи заказов является выгодным направлением деятельности с точки зрения данных критериев. Если отталкиваться от опыта владельцев успешных ПВЗ, стартовые вложения на открытие одной точки — от 100 тысяч рублей, срок окупаемости — от трех месяцев до года, хотя не все сразу начинают выходить в плюс. А еще при открытии пункта выдачи заказов можно опираться на четкие рекомендации и брендбуки маркетплейсов, что упрощает подготовку площадки и выстраивание бизнес-процессов в ходе работы.
На чем тут зарабатывать? Маркетплейсы выплачивают владельцам ПВЗ процент от выданных заказов, принятых товаров и оформленных возвратов, и за вычетом регулярных расходов данные средства становятся прибылью.
С учетом того, насколько активно сейчас растут и развиваются данные онлайн-площадки, идею можно считать перспективной.
С чего начать, если вы решили открыть ПВЗ
Шаг первый — определиться, какого формата будет пункт выдачи заказов, хотите вы сотрудничать с одним маркетплейсом или с несколькими. Некоторые площадки не возражают, если вы работаете с товарами разных интернет-магазинов, другие такой подход не особо приветствуют. Преимущества работы только с одной компанией в том, что можно сделать брендированную точку, отталкиваясь от требования маркетплейса, плюс иногда они активно поддерживают свои пункты выдачи.
Из наиболее популярных платформ, на которых базируются ПВЗ, сегодня можно отметить «Яндекс.Маркет», Ozon и Wildberries. Ключевые требования площадок можно найти на их сайтах в специальных разделах, а также полезно будет изучить договоры и приложения к ним — там подробно перечислены условия сотрудничества, порядок расчетов, требования и т. д.
Шаг второй — решить, будете вы работать как ИП или хотите открыть ООО, а также подобрать режим налогообложения. Формат самозанятости для открытия ПВЗ не подходит, потому что сотрудничество строится по агентскому договору. Если в планах вести бизнес самостоятельно, можно быть индивидуальным предпринимателем, если хотите открыть проект с кем-то в тандеме — лучше создать ООО. В большинстве случаев для налоговых расчетов подойдет режим УСН.
Шаг третий — составить бизнес-план, в котором нужно посчитать размер вложений на открытие, ежемесячные платежи и предполагаемый срок окупаемости проекта. Как правило, в расходы входят аренда помещения, заработная плата сотрудников, коммунальные платежи, ремонт и минимальное оборудование (мебель, сканер, компьютер, камеры видеонаблюдения).
Шаг четвертый — подыскать помещение, обращая внимание на требования каждого маркетплейса, а также локацию. Во-первых, людям должно быть удобно до нее добираться, поэтому стоит присматривать места с высокой проходимостью. Во-вторых, «за соседней дверью» в идеале не должно быть прямых конкурентов — стоит обратить внимание на помещения, где рядом отсутствуют пункты выдачи аналогичных площадок. Третье — соблюдать правила компании, например Wildberries, в зависимости от города, требует, чтобы размер площади был не менее 70 кв. м в «миллионниках» и 50 кв. м во всех остальных, а также запрещает открывать ПВЗ в цоколе, а Ozon и «Яндекс.Маркет» просят не менее 20 кв. м. Все маркетплейсы обращают внимание на территориальное расположение будущего пункта выдачи, на сайте каждого из них есть карта, где можно посмотреть, какие локации являются потенциально приемлемыми. Как правило, перспективные места — большие ЖК, соседство с торговым центрами, близость к остановкам общественного транспорта и т. д. Если проигнорировать требования, заявку не одобрят. Ее, кстати, нужно отправить до того, как вы подписали договор аренды и приступили к ремонту — сразу, как выбрали локацию. После одобрения можно подписывать документы и приступать к отделочным работам.
Шаг пятый — выполнить ремонт в соответствии с требованиями маркетплейса. С одной стороны, они упрощают работу, с другой — оставляют минимум пространства для экспериментов. Как правило, для большинства ПВЗ нужно обустроить склад, места выдачи заказов и примерочные, требования к визуальным решениям у компаний также прописаны, включая критерии оформления входной группы и вывесок, — отступать от стандартов нельзя. Если отклониться от них, не получится активировать готовый пункт выдачи.
Шаг шестой — после того как помещение готово и маркетплейс «одобрил» ПВЗ, можно приступать к работе. Как правило, площадки сами рекомендуют пользователям приложений новые точки, но имеет смысл самостоятельно искать клиентов с помощью «рекламы на местности». Кроме того, важно изучить требования маркетплейсов к выдаче заказов, возвратам, приему товаров, графику и стандартам работы, потому что если сотрудники ПВЗ их нарушают, можно получить штраф.
Владельцы успешных пунктов выдачи заказов говорят о том, что зачастую начать зарабатывать можно уже в первые два-три месяца после старта, однако любой бизнес предполагает риски, к которым нужно быть готовым, так что к этому начинанию все же стоит подойти с нашей любимой «подушкой безопасности».