Малый бизнес в России переживает интересный период: с одной стороны, это ограничения и отсутствие стабильности, с другой — новые возможности и ниши, появившиеся ввиду изменений, произошедших в экономике страны. Поиск новой стратегии развития сопряжен с риском допустить ряд ошибок, которые могут негативно сказаться на твоем деле. Как раз об этом мы и хотим поговорить, а точнее, предостеречь наших читателей от неверных шагов и опрометчивых решений.
Отсутствие проработанного бизнес-плана
Есть два подхода, первый выглядит примерно так: «Ну, сейчас помещение в аренду возьмем, будем продавать пирожки, арматуру, шампуни. Потом раскрутимся, шиномонтажку откроем и пивняк». Да, довольно утрированно, но зачастую именно так начинающие предприниматели представляют открытие своего дела — поверхностно, без должного анализа сферы, бюджетирования, опираясь на сакральный опыт «кума двоюродного брата».
Написать бизнес-план — однозначно, процесс непростой, требующий времени и глубокого анализа, зато в дальнейшем он станет для тебя «дорожной картой», которая приведет к первым заработкам и поможет не растратить деньги впустую, направив финансы в стратегические направления роста предприятия. Также бизнес-план необходим для привлечения инвесторов, ведь важно понимать, сколько необходимо вложить, куда уйдут деньги и когда их получится вернуть обратно. Не игнорируй этот аспект и сделай хотя бы самый минимум: рассчитай размер инвестиций, распредели бюджет, проработай целевую аудиторию, найди поставщиков, проведи анализ окупаемости.
Ждать немедленных результатов
Сегодня открылся, завтра расширился, послезавтра в списках Форбс — сколько энтузиастов погорело из-за подобного образа мысли. Терпение и усердие — залог успеха в первые месяцы и годы работы. Обуздай свои ожидания, будь реалистом и осознай, что эта дорога, скорее всего, будет довольно длинной. Нет, мы не хотим окунуть тебя в воды пессимизма, а, наоборот, желаем предостеречь от разочарований.
Ожидая невероятный рост продаж и столкнувшись с кризисом, незаинтересованностью покупателя, многие предприниматели могут впасть в отчаяние и опустить руки. Поэтому трезвый взгляд на развитие, первые доходы и их дальнейшее реинвестирование заслуживают твоего внимания, но никак не пустые надежды.
Игнорировать рекламу
Тут уместнее употребить «преступление», нежели ошибка. Погрузившись в процесс создания продукта, разработку, талантливые, но неосмотрительные деятели пренебрегают рекламным продуктом. Маловероятно, что в начале пути без должного уровня известности клиент сам будет искать тебя или придет по рекомендации.
Внеси в бюджет расходы, связанные с рекламным продвижением, определи самые подходящие для этого площадки и заяви о себе. Из месяца в месяц напоминай о компании, рассказывай, чтобы у потребителя не возникало вопросов, где же заказать товар или услугу. Реклама — обязательный пункт в ежемесячном финансовом плане.
Тратить на рекламу слишком много
Яд в малых дозах — лекарство, но лекарство в больших — яд. Не вкладывай слишком большие суммы в рекламу, так как есть вероятность избрать неверную маркетинговую стратегию в самом начале. В противном случае не удастся вернуть деньги, вложенные в неэффективный рекламный продукт, и, напротив, небольшие инвестиции позволят вовремя перераспределить бюджет и использовать наиболее эффективные стратегии продвижения своего продукта. Используй несколько направлений популяризации своего товара, отслеживай конверсию и на основе этих данных вкладывай в наиболее эффективные способы продвижения.
Незнание своей целевой аудитории
Каждый бизнесмен должен знать своего потенциального покупателя. Изучая ту или иную нишу, мы формируем образ нашего клиента, и эти знания помогут не допустить фатальных ошибок. Открыть алкомаркет или вэйпшоп в экопоселении, дорогой ресторан в маленьком спальном районе, где дома в основном эконом-сгемента, — подобная безалаберность однозначно приведет к банкротству. Зная своего покупателя, ты сможешь подобрать нужный товар в правильном месте для людей, которым это действительно нужно. Для услуг действует аналогичное правило: не пытайся угодить всем и пойми, кто действительно заинтересован в твоем предложении.
Пытаться делать все самостоятельно
Нет человека, способного быть одинаково эффективным производственником, бухгалтером, юристом, продавцом, логистом и т.д., а попытка усидеть на всех менеджерских креслах приводит к потере концентрации, усталости и неэффективности. В противном случае такой подход и вовсе может породить ряд ненужных проблем: представь, если ты неправильно рассчитал налог и недоплатил налоговой, неверно составил договор или ошибся в технических расчетах. Один человек не может объединить в себе все знания, поэтому лучшее, что может сделать предприниматель, — собрать грамотную команду. Делегируй полномочия, освободи немного времени для себя и позволь другим делать то, в чем они являются профессионалами.
Неэффективное руководство
Контролировать каждый шаг своих подчиненных, зажимать их в тиски и не давать действовать свободно или же, наоборот, быть чрезмерно лояльным, не вступать в дискуссии, бояться быть резким там, где это необходимо, — непросто, но придется найти золотую середину. Есть отличная формула: мягкий снаружи и жесткий внутри — это позволит добиться благосклонности у подчиненных и нужного уровня авторитета для того, чтобы ответственно относиться к твоим указаниям. Будь примером, мотиватором, где необходимо — наставником, но не позволяй никому нарушать субординацию и любую попытку пресекай на корню.
Бизнес-консерватизм
Да, у тебя есть основное направление деятельности, но помни, что даже эти границы можно расширить. Не отказывайся от интересных коллабораций, собственного мерча, открытия новых направлений. Самое главное — помнить, что предприниматель — не просто бизнес-единица, а делец и инноватор.
Недооценивать конкурентов
Величайшая глупость и самонадеянность, за которую можно поплатиться рублем или любой другой валютой. Если ты не монополист на рынке, то у потенциального потребителя всегда есть выбор, кому именно отнести свои деньги. Недооценка ведет к халатности и потере лояльной аудитории. Изучай своих бизнес-оппонентов, обращай внимание на их сильные стороны, узнавай у клиентов, что влияет на их выбор, и прорабатывай свои слабые стороны. Хороший бизнесмен не только придумывает новое, но и «заимствует» у конкурента эффективное.
Неправильное управление финансами
Есть ряд законов, которые должен соблюдать каждый новоиспеченный бизнесмен: ставить реальные цели относительно доходов и не надеяться на везение. Прибыль — это результат налаженных процессов и действий, а не случайность. Тратить всю прибыль на личные нужды — непростительное преступление. Сначала восполняем дефицит бюджета, закрываем долги, планируем траты на будущее и откладываем неизменные 20% от прибыли на развитие. Иначе есть риск столкнуться с долговой кабалой и банкротством. Управляй деньгами и не позволяй мимолетным желаниям и успеху управлять собой.
Посвящать все свое время бизнесу
Забыть о семье, хобби, друзьях, забросить спорт, закрывать глаза на проблемы со здоровьем — положить все на алтарь своего детища и в итоге выгореть, разочаровавшись в своем деле. Да, соблюдать идеальный баланс не получится, но важно совмещать все сферы своей жизни, уделять время делам, но не забывать и о себе. Будь наполненным, отдохнувшим, эффективным и помни, что ты зарабатываешь деньги не ради денег и они — лишь средство для достижения иных, но, однозначно, глобальных целей.