Нас заинтересовало, в чем отличия франшизы «Суши-Маркет» от других, кто сможет стать партнером сети, а также когда с ней можно выйти в плюс. Ответы на эти и другие вопросы дал Альберт Хамзин — директор по франчайзингу. Узнайте все о франшизе «Суши-Маркет» в этой статье.
Какой объем минимальных инвестиций нужен для открытия торговой точки?
Если говорить про новый для России формат альфа-франчайзинга, то размер инвестиций составляет примерно 250 тысяч рублей. В эту сумму входит госпошлина на оформление ИП, покупка онлайн-кассы и оборудования, обеспечительный платеж за 2 месяца аренды, командировочные расходы для знакомства и обучения в Омске, а также затраты на поиск персонала.
Расскажите подробнее, что из себя представляет формат альфа-франчайзинга?
Это название мы придумали сами. Суть альфа-франчайзинга в том, что управляющая компания самостоятельно находит локацию и строит точку под ключ за свой счет. Например, на Западе компании строят точку и отдают ее за миллион рублей паушального взноса. Что касается России, то здесь все происходит в несколько теневом формате. То есть партнера ищут из своих людей и дают ему деньги на открытие. Например, работал человек управляющим 5 лет, и в какой-то момент основатель может сказать: «А давай тебе тоже построим точку, которой ты будешь владеть». Они могут даже не думать, что это называется франчайзингом, а прибыль чаще всего делят пополам.
В нашей компании мы не контролируем расходы, которые человек потратит на дизайн или персонал. У нас рентабельность составляет примерно 17-23%. Если франчайзи работает хорошо, он получает высокую рентабельность, 10% от которой отдает нам. То есть чистая прибыль выходит с оборота. Такая модель кажется нам более честной, чем если бы мы просто делили прибыль пополам. Знаю, что по такому формату уже начали делать кофе — называется «Кофе по подписке». Там паушальный взнос составляет 750 тысяч рублей.
Какова сумма паушального взноса у вас?
В «Суши-Маркет» паушальный взнос отсутствует. Мы не только строим точку за свой счет, но и предоставляем свою команду на месяц или даже более. Франчайзи несет те затраты, которые необходимы для бизнеса любому предпринимателю. Мы считаем, что заинтересованный человек сможет найти 250 тысяч для открытия, даже если он не особо богат.
Какие есть форматы торговых точек и чем они отличаются?
У нас есть разные форматы. Это прикассовые точки, фудкорт и дарк-китчен с ориентацией на доставку. Наиболее популярный и надежный вариант для альфа-франчайзинга — это точки, которые находятся около касс супермаркетов. Они требуют меньше затрат на строительство, а также у них недолгий срок окупаемости.
Еще неплохой вариант — это стритфуд: небольшие точки, которые находятся в местах с хорошей проходимостью. То есть там, где люди чаще всего склонны покупать. В этом случае витринные окна должны показывать ассортимент, чтобы привлекать людей.
Какие есть требования к франчайзи? Кто точно не сможет стать партнером сети?
Мы смотрим на франчайзи с разных сторон. Для программы альфа-франчайзинга необходимо, чтобы у него был опыт работы управляющим в общепите не менее трех лет. Также нам важно, чтобы человек поддерживал нашу идеологию, соглашался с готовыми стандартами.
Еще один значимый критерий — это отсутствие у франчайзи заемных средств: например, из микрокредитов. Важно, чтобы у человека не было долгов еще и потому, что ведение бизнеса должно стать комфортным. Если франчайзи вложил последние деньги, он начнет сильно переживать, что точка, например, не приносит доход в первый месяц. Тогда, чтобы получить прибыль, он может снизить качество продукции или всей работы в целом.
Риск убытков в первый месяц имеется, но начинающий предприниматель не должен этого бояться. Мы стараемся выбирать те локации, которые с вероятностью 80% в первый же месяц дадут чистую прибыль, а также стремимся к более высоким показателям. Когда точки начинают приносить стабильный хороший доход, это воодушевляет ребят.
Кроме того, в выборе франчайзи мы опираемся на то, чтобы человек жил в том городе, в котором собирается открывать точку. В таком случае обороты намного выше. Сотрудники сами покупают продукцию, которую готовят, за счет этого улучшается ее качество и сервис работы. Мы хотим, чтобы все наши точки функционировали в таком режиме. Сейчас крупные франчайзи, которые 10 лет назад начинали вместе с нами, тоже вошли в модель альфа-франчайзинга. Они и передают свои точки, и строят новые, зарабатывая на этом деньги.
У нас есть франчайзи, которые заняли уже несколько городов, но они находятся близко друг другу, поэтому их легко контролировать. Постоянное присутствие управляющего плодотворно влияет и на оборот, и на качество продукции, и на мотивацию сотрудников. Однако когда у франчайзи много точек в разных городах, он распыляется. У человека нет вовлеченности, а следовательно, страдает качество.
Какие основные преимущества для выбора франчайзера «Суши-Маркет»?
Мы хотим изменить рынок общепита. Сейчас работаем над моделью, в которой человек может трудоустроиться, добросовестно трудиться и знать, что через 5 лет у него будет возможность открыть свою точку. Обычно в общепит люди приходят без амбиций стать управляющим и вообще дорасти до каких-то высот. Большинство рассматривает эту работу в качестве временной. Многим кажется, что это не престижная профессия.
Мы хотим поменять это мнение и сделать так, чтобы проблема дефицита кадров решалась за счет привлечения амбициозных, молодых и трудолюбивых людей. То есть если человек хорошо работает — нам не нужно тратить деньги на привлечение новых людей. Тогда за счет высокого оборота мы строим ему точку, и все в выигрыше. Можно сказать, что карма хорошего повара будет вознаграждена личным бизнесом. Конечно, в ходе работы будут даваться управленческие задачи, с которыми человек должен эффективно справляться — начиная от закупки продуктов, заканчивая адаптацией и обучением персонала.
Также наша цель в том, чтобы люди могли переезжать в другие города, при этом оставаясь в нашей семье. В этом году мы построили 26 точек по модели альфа-франчайзинга, и ребята очень довольны и благодарны. Мы также с удовольствием работаем с ними. Это все выходцы из нашей сети: повара, управляющие, те, кто был с нами долгое время. Мне, как директору по франчайзингу, достаточно легко давать указания, так как они их быстро исполняют. Кроме того, люди приносят новые управленческие идеи, которые мы также можем транслировать на существующую сеть. В этом и плюс альфа-франчайзинга — в поддержке.
Вообще у нас дружная компания. За 10 лет работы в количестве двенадцати человек мы открыли 400 точек. Это значимое достижение, потому что в России таких прецедентов не было. Вовлеченность – залог успеха.
Что нужно для того, чтобы стать партнером сети и как проходит обучение?
Чтобы стать партнером, нужно: отставить заявку, изучить материалы, заполнить анкету, пообщаться со мной и приехать в Омск на знакомство с основателем.
У нас есть двухнедельный курс для управляющего, который проходит в Омске. Кроме того, на точку приезжают наш лучший повар и кассир — они обучают персонал и передают все стандарты. Также у нас есть мобильное приложение SM Guide, в котором можно посмотреть видеоуроки о том, как управлять. Если уделять обучению каждый день по 2-3 часа, то за месяц можно освоить всю информацию.
Какой в среднем срок окупаемости вложений?
По альфа-франчайзингу средняя окупаемость составляет около одного месяца. При этом в классическом франчайзинге вложенные средства окупаются в среднем за 11 месяцев. В некоторых случаях процесс может длиться и до трех лет: например, если это шаверма-бар или фудкорт в торговом центре. Конечно, все зависит от размера инвестиций.
Есть ли какие-то рекомендации для тех, кто только собирается вести бизнес по франшизе?
Человек должен все хорошо обдумать. Стоит ли ему брать франшизу, какие преимущества он получит, сможет ли он вкладываться в это дело. Важно быть вовлеченным в процесс и развивать управленческие навыки.