Запуск
22 октября, 2019

Краудфандинговое чудо: как найти деньги для бизнеса без участия инвесторов

Рассказывает PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru Наталья Игнатенко.

Идея — самый ценный актив. С нее начинаются истории про большой успех и колоссальные выручки. Но то, что следует после, — этап не менее легкий. Речь идет о поиске инвестора. Сегодня (впрочем, как и всегда) убедить кого-то вложить деньги в свою идею так же сложно, как и эту идею придумать. И в этом вопросе также остается важным фактор удачи. На фоне сказанного крайне привлекательным выглядит краудфандинг — коллективный сбор денег (или других ресурсов), помогающий реализовать автору его проект. Данный процесс регламентируется специализированными площадками, которые не только обеспечивают сохранность денежных вложений, но и помогают привлечь к проекту соответствующий интерес аудитории. Мы поговорили с Натальей Игнатенко, PR-директором Planeta.ru — одной из крупнейших отечественных краудфандинговых платформ, — и узнали, каким образом работает данный способ сотрудничества и что нужно делать, чтобы собрать деньги на реализацию собственной идеи.

Какого рода проекты наиболее предпочтительны для краудфандинга или, проще говоря, кому люди более охотно отправляют деньги?

В целом откровенно «плохих» тем для краудфандинга не существует. Разве что если идея проекта противоречит законодательству страны или связана, например, с преследованием личных целей, религиозной или политической темами. В остальных же случаях любой общественно значимый проект — от творчества до науки, от бизнеса до благотворительности — имеет шансы на успех. В этом смысле гораздо более важное значение имеет личность автора и его умение вдохновлять аудиторию. Ведь краудфандинг — это не лёгкие деньги. Многим до сих пор кажется, что стоит только запустить крауд-проект, и деньги посыпятся сами собой. К сожалению, так почти никогда не бывает. Причем здесь не помогает даже известность автора. Наибольшими шансами на успех в краудфандинге обладают те проекты, в которых авторы готовы к серьезной работе. И то, что на нашей площадке присутствует огромное количество проектов разной направленности (хотя изначально она создавалась как сервис по предзаказу музыкальных пластинок), говорит о том, что данный сбор средств вполне эффективен. На сегодняшний день наиболее успешными в финансовом плане проектами являются новый альбом группы «Алиса» (собрано 17,4 млн руб.), некоммерческая печать книги «Гарри Поттер и методы рационального мышления» (11,4 млн руб.) и проекты по строительству многофункционального центра для животных «Мокрый нос» (более 20 млн руб. в ходе 4 крауд-кампаний).

Насколько краудфандинг целесообразен для бизнеса, учитывая, что наибольшей привлекательностью пользуются именно социальные проекты?

В России действительно наблюдается некоторая закостенелость в этом вопросе, и многие люди руководствуются тезисом: «Почему я должен давать незнакомому человеку деньги на его бизнес». Тем не менее на нашей платформе есть немало успешных бизнес-проектов. Тут все дело в подходе автора. Нужно понимать, что краудфандинг — это не столько про деньги, сколько про маркетинг. И если автор хорошо поработает над позиционированием проекта и грамотно сформулирует мотивацию спонсоров — то есть представит идею так, чтобы она казалась интересной прежде всего для аудитории, — тогда у него есть огромные шансы на успех. Кроме того, авторам некоторых проектов после успешного опыта краудфандинга удается привлечь инвестиции со стороны. Объяснить это нетрудно: заинтересованность людей на платформе показывает, что будущий товар или услуга способны оказаться весьма востребованными на рынке. Поэтому многие предприниматели используют краудфандинг именно в качестве тестирования своей идеи, чтобы через относительно небольшие привлеченные средства затем выйти на более существенные инвестиции. Так получилось, например, у Светланы Новак, которая придумала кулинарный стартап — производство мармелада из морской капусты. Девушка собрала 110 тысяч рублей на изготовление пробной партии мармелада и оформление необходимой документации, а затем показала проект бизнес-ангелам, после чего они профинансировали его ещё на 600 тысяч рублей. Кроме того, по окончании успешного краудфандинга Светлане удалось стать партнером «ВкусВилл» и договориться с ними о продаже своего продукта в магазинах сети. И подобных историй на нашей практике имеется немало.

Допустим, у меня есть идея, и я хочу собрать деньги на ее реализацию. С чего мне следует начать?

Для начала вам следует ознакомиться с похожими проектами на платформе, посмотреть, в чем их отличие от вашего, как они презентованы, какие бонусы предлагаются спонсорам. Также необходимо детально просчитать финансовые цели проекта и план продвижения. Последнее предполагает производство мотивирующего ролика, а также сотрудничество с популярными пабликами, СМИ, лидерами мнений, составление медиаплана и написание информационных постов. Это если коротко. На самом деле, запуск проекта на краудфандинге состоит из множества нюансов, о которых лучше знать заранее. Я в этом случае всегда рекомендую начинать подготовку проекта с прочтения небольшой книги «Практическое пособие по краудфандингу», которую можно скачать бесплатно на нашем сайте.

Если говорить о выгоде для спонсоров: в чем она может выражаться, если не в деньгах?

В этом смысле показателен пример Ивана Хафизова. Свой первый проект, который назывался «Создание виртуального музея резных наличников», он запустил в 2012 году. Цель Ивана состояла в том, чтобы проехать по «наличниковым» городам страны с экспедицией и выложить в свободный доступ фотографии самых красивых окон. Если перевести это на язык спонсоров, то, по сути, он предлагал собрать деньги ему на путешествия. Разумеется, это вряд ли кого-нибудь могло заинтересовать. Но принципиальное отличие краудфандинга от сбора «с миру по нитке» заключается в том, что за поддержку понравившихся проектов люди должны получить какое-либо вознаграждение. Хафизов понял, что цель своего проекта надо формулировать в интересах сообщества. Людям, которые интересуются наличниками, мало просто смотреть на них в виртуальном музее. Им хочется, чтобы частичка этой ускользающей красоты была в их доступе. Тогда Иван придумал делать календари с изображениями красивых окон по всей стране. И его идея неожиданно выстрелила! Люди стали осуществлять предзаказы календарей, дарили их родным и близким на Новый год. Первый проект Ивана с календарями оказался успешным почти на 800%, а следующие «перевыполняли» план по сборам уже на 2000%. Эта история показывает, насколько важно видеть проект глазами потенциального спонсора и спрашивать себя: интересно ли будет человеку вкладывать деньги в мою идею и насколько адекватна стоимость предлагаемых мною вознаграждений.

Какова роль площадки в момент запуска проекта: есть ли координация, кураторство?

Да, конечно. После отправления черновика проекта он попадает на модерацию. На этом этапе модератор проверяет заявку на соответствие нашим правилам. Если проект качественно проработан и в нем прописаны реалистичные цели, за ним закрепляется наш менеджер. Тот, в свою очередь, помогает завершить оформление проекта и подготовить его к старту. После подписания документов проект может быть запущен. Дальше наступает активная фаза краудфандинга и период большой работы самого автора по продвижению своего проекта. После достижения 25% целевого сбора информация о проекте может быть размещена в пабликах «Планеты», рассылке или дружественных СМИ. Бывает, что это срабатывает очень эффективно, а бывает и наоборот, поскольку аудитория «Планеты» — это не абсолютные фанаты краудфандинга в любом его виде (хотя, конечно, есть и такие). Пользователи площадки — люди с разными интересами и приоритетами, а потому каждый выбирает для спонсорства что-то, подходящее для себя. После успешного завершения проекта автор сообщает об этом менеджеру и высылает ему оригиналы документов для перечисления денег. Если же проект не собирает нужную сумму в срок, деньги возвращаются спонсорам в полном объёме.

Вы можете выделить главные ошибки, которые допускают авторы при сборе денег путем краудфандинга?

Главная ошибка — это вообще не заниматься продвижением, считать, что площадка всё сделает сама. Безусловно, мы во многом помогаем авторам и обеспечиваем их необходимыми ресурсами для продвижения, но наших усилий будет недостаточно, если автор абсолютно бездействует. Вторая важная ошибка — слишком большая сумма сбора; вы можете просто отпугнуть аудиторию. Это вовсе не значит, что значительные суммы недостижимы в российском краудфандинге, просто большинству людей хочется быть причастными к успеху, а не к провалу. Поэтому финансовую цель, особенно в первых проектах, лучше закладывать относительно небольшую, а уже потом реализовывать более амбициозные проекты. Ещё одна классическая ошибка — «залечь на дно в Брюгге», то есть не заходить на страницу проекта, не публиковать обновления, не отвечать на вопросы и комментарии. Надо понимать, что при запуске краудфандинга вам придется постоянно общаться. Если люди не видят участие автора, они могут подумать, что он не слишком заинтересован в успехе своего проекта.

Несет ли автор проекта ответственность перед спонсорами за неудачу?

Безусловно, автор несёт ответственность за реализацию проекта и выполнение своих обязательств. Причем ему придется отвечать не только своим честным именем, но и перед законом. Это делает краудфандинг наиболее безопасным способом перечисления спонсорских денег: если автор не реализовывает свои обещания, площадка и спонсоры могут подать на него в суд. Хотя, признаться честно, на нашей практике такого ещё не случалось. Бывало, правда, что авторы несколько задерживали реализацию своих обязательств, но чтобы они полностью от них отказывались — никогда.

Почему вам не нужен инвестор, чтобы открыть свое дело


ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: