Чтобы детальнее рассмотреть бизнес и его внутренние процессы, существуют специальные аналитические инструменты и методы. Одним из таких является SWOT-анализ: оценка сил, слабостей, возможностей и угроз во внутренней и внешней среде компании. Данный способ может быть полезен как на самом старте зарождения бизнес-идеи, так и во время кризисов или структурных изменений в работе компании. В этой статье подробно обсудим SWOT-анализ, его пользу для бизнеса, а также на живом примере покажем, как и в каких случаях им можно пользоваться.
Что такое SWOT-анализ и кому он может быть полезен?
SWOT-анализ — это субъективный метод оценки факторов, которые прямо или косвенно влияют на ваш бизнес. Фактически он помогает руководству понять, в каком положении относительно конкурентов и общих настроений рынка находится компания, а также в каком направлении ей расти и развиваться.
SWOT — это английская аббревиатура от:
- Strengths — сила внутренней среды бизнеса;
- Weakness — слабость внутренней среды бизнеса;
- Opportunities – возможность во внешней среде;
- Threats — угроза со стороны внешней среды.
SWOT-анализ чаще всего применяют на последних этапах стратегического планирования бизнеса, и главное преимущество заключается в том, что метод универсален. Он полезен как для малого, так и для крупного предприятия. Например, большим корпорациям SWOT поможет определить точки роста, антикризисные меры или обновить стратегию развития. При таком разборе предприниматель сможет понять, как ему бороться с конкурентами, за счет каких сильных сторон строить собственное позиционирование и какие ошибки не допустить во время старта.
Что дает матрица SWOT-анализа?
Теперь давайте разберемся в самой сущности метода и поймем, что же он делает и для чего нужен. Если говорить простыми словами, то для проведения SWOT-анализа вам необходимо хорошо продумать и выписать на листок, какие сильные и слабые стороны есть у вашего бизнеса.
Допустим, сила — гибкое производство, цены ниже, чем у конкурентов, дорогая и качественная аппаратура. Слабости — отсутствует бюджет на рекламу, нет квалифицированных специалистов, увеличение количества негативных отзывов. Всё это относится ко внутренней среде бизнеса: только то, что зависит от вас, вашего предприятия и фактически существует а данный момент.
Затем по схожему примеру нужно проанализировать внешнюю среду: возможности и угрозы, которые потенциально могут быть у бизнеса. Например, возможности — потенциал к открытию точек продаж в других регионах. Угрозы — продукт перестанет быть актуальным для потребителей, новые законы в стране ограничат сферу вашего бизнеса.
В результате SWOT-анализ дает бизнесу понимание следующего:
- какие у продукта есть сильные стороны и как их использовать в рыночной среде;
- какой нереализованный потенциал и возможности есть у компании и продукта;
- какие у компании есть проблемные места и угрозы и как их нивелировать;
- какие нововведения или мероприятия стоит провести (а также ресурсы задействовать), чтобы кратно усилить собственную конкурентную позицию;
- какие есть критические угрозы для компании (а также как их устранить), которые в будущем могут привести к банкротству.
Какие есть недостатки у SWOT-анализа
В рамках всей статьи мы так или иначе затронули преимущества SWOT-анализа. Теперь важно подчеркнуть, что, несмотря на всю пользу, этот аналитический метод не идеален, и прежде чем приступить к работе с ним, читатель должен знать о недостатках.
Во-первых, данный метод очень субъективен, не имеет количественных (цифровых) параметров, а также руководств к четким действиям. Самое важное — он статичен, то есть не представлен в динамике, что крайне важно для анализа любых бизнес-процессов.
Проще говоря, все отобранные факторы, их сила и взаимосвязь — это субъективное мнение тех, кто проводит исследование (аналитиков, приглашенных экспертов или руководителей компаний). А оно вполне может быть ошибочным.
При этом данные, которые руководитель получает после оценки всех показателей, лишь рекомендации к действию, которые показывают общую, не конкретную картину. А проблема в том, что для бизнеса важны четкие цифровые показатели. Например, чтобы усилить преимущество “А” за счет возможности “В”, нужно произвести именно 1000 тонн металла конкретно за 2 месяца. Такую числовую конкретику SWOT никогда не предоставит.
Следует не забывать про динамику и проводить аналитику с постоянной регулярностью, поскольку все внутренние и внешние факторы постоянно меняются под давлением обстоятельств. Как итог, уже через условных полгода данные предыдущих исследований будут неактуальными и необъективными.
Практический пример: разбираем классический SWOT-анализ на примере бизнеса
Для того, чтобы более подробно донести суть SWOT-анализа, разберем порядок действий при выявлении сильных сторон, слабостей, потенциалов и угроз, а также последующий анализ факторов.
Сделаем это на примере условного бизнеса по продаже собственных дизайнерских футболок и кофт с нашивками. Изначальные условия таковы, что бизнесмен заказывает обычные футболки и кофты с фабрики в другой стране, передает их в швейную местную мастерскую, делает на них дизайнерские нашивки и продает их в своем городе в интернет-магазине и через социальные сети.
Для начала выделим все факторы по 4 параметрам и запишем их в матрицу. В этом примере будет по 3 позиции в каждой области, в реальном анализе обычно выделяют от 5-7 до 10-15 факторов.
Силы — уникальные дизайны вышивок на одежде (подтвержденные опросами потенциальных клиентов в нашем городе), местоположение (крупный студенческий город, в котором много молодежи), надежный и качественный партнер по вышивкам.
Слабости — высокая себестоимость создания продукции, нет фабрики по пошиву одежды в городе (футболки и майки приходится заказывать из других стран), сезонность бизнеса.
Возможности — масштабирование бизнеса (активный выход в другие российские регионы, а также физические магазины), выход на новую целевую аудиторию (создание деловых костюмов), сотрудничество с другими поставщиками.
Угрозы — из-за санкций могут начаться перебои в поставках одежды из за границы, постоянный рост цен материалов (в один момент стоимость товаров может стать не по карману студентам и молодым людям), конкуренты украдут дизайн и прочие наработки.
Далее необходимо сделать первичные выводы на основе выделенных факторов. Обычно следует обратить внимание на 2-3-5 самых значимых позиций в каждой категории и подумать:
- Как можно укрепить слабые стороны за счет сил и возможностей?
- Как нивелировать угрозы за счет сильных сторон и возможностей?
- Как повысить эффективность сил и не упустить свои возможности?
Попробуем сопоставить факторы, наложить один на другой (где это возможно) и сделать предварительные аналитические выводы.
Например, бизнесмен может попытаться снизить операционные расходы на создание продукта, а также уйти от риска сбоя поставок материалов из-за границы посредством использования возможности: сотрудничество с другими поставщиками. Задача — найти фабрику по пошиву качественной одежды в ближайшем городе, связаться с ней, обговорить условия сотрудничества, постараться “выбить” более низкую цену за объем. За счет того, что сократится операционный цикл (вещи из соседнего города будут приходить быстрее, чем из другой страны), удастся ускорить оборачиваемость капитала, что может привести к снижению себестоимости продукции. Также, несмотря на возможное повышение затрат на покупку одежды (по сравнению, например, с китайским производством), на итоговое снижение себестоимости всё-таки может повлиять качество нового сырья и сокращение брака из-за личного присутствия руководителя и контроля продукции.
Еще один небольшой пример. Можно попытаться охватить новый рынок (соседний город, в котором мы хотим наладить производство одежды). Следует провести большой онлайн-опрос среди потенциальных клиентов (целевой аудитории) в этом городе, создать новый уникальный дизайн под появившиеся потребности и выйти на этот рынок. Таким образом, мы соединяем и укрепляем наши сильные стороны (уникальный дизайн) за счет возможности (масштабирование бизнеса) и переплетаем это с выводами из прошлого аналитического заключения (по релокации производства сырья — одежды).
После подобной “экспресс”-оценки всех факторов можно проводить более глубинные аналитические исследования. Например, определять силу и интенсивность каждого фактора, смотреть условное влияние одной позиции на другую, приглашать экспертов и строить более детальные матрицы.
Выводы о SWOT-анализе
В результате, когда перед вами будет целый набор факторов, вам будет проще понять,) как они могут взаимодействовать и влиять друг на друга. Тогда с помощью личных или экспертных оценок удастся выявить неочевидные “лазейки”, как нивелировать слабость или повысить потенциал возможности или сильной стороны.
В этой статье был продемонстрирован простой и базовый вид SWOT-анализа (а точнее, его часть). Если подойти к этому вопросу основательно, собрать несколько экспертов, которые могли бы выдать свои оценочные суждения, то можно достаточно просто и быстро изменить стратегию и направленность бизнеса, что, несомненно, повлияет на его результаты в лучшую сторону.