Открытие собственного бизнеса — рискованный шаг, сопряженный со множеством трудностей. Однако еще больше проблем возникает в том случае, если предприниматель приходит в отрасль, в которой у него нет опыта. Основатель финтех-стартапа Woodseer Эд Дин всегда пробовал свои силы в тех сферах, в которых не имел достаточно знаний и навыков. По его мнению, существует пять моделей поведения в незнакомой бизнес-среде.
Сделайте неопытность конкурентным преимуществом
Дин отмечает, что в любой ситуации все зависит от отношения человека к происходящим событиям. Например, попав в новую для себя отрасль, предприниматель в первую очередь рассматривает ее с точки зрения перспективы. «С учетом того, что я не знаю, как все должно работать и как действуют остальные игроки, я могу двигаться в тех направлениях, которые старожилы никогда бы не выбрали», — подчеркивает основатель Woodseer. Такая стратегия предоставляет предпринимателю больше свободы действий и возможность самостоятельно определять области, скрытые от конкурентов.
Впитывайте знания как губка
В методологии дизайн-мышления первым этапом создания проекта является наблюдение, позволяющее погрузиться в суть проблемы. По словам Дина, он использует этот период для того, чтобы получить как можно больше информации из разных источников: статей, книг, бесед с экспертами и посещения отраслевых конференций. При этом предприниматель рекомендует во время пополнения багажа знаний не торопиться с выводами: «Бизнесмены обязаны быстро справляться с проблемами, чтобы двигаться дальше. Однако я стараюсь, чтобы мои решения, основанные на полученной информации, не были поспешными, а спокойно дозревали, дожидаясь своего часа».
Будьте готовы к неудачам
Большинство людей боится неудач, однако парадокс заключается в том, что мы быстрее учимся благодаря нашим ошибкам, а не легкому успеху, считает Дин. По мнению предпринимателя, если вы будете постоянно экспериментировать, минимизировав финансовые риски, то таким образом сможете лучше разобраться, как именно устроена та или иная отрасль. «Ошибаться всегда страшно, — делится мнением бизнесмен. — Но если я испытываю это чувство, то понимаю, что двигаюсь в правильном направлении».
Заводите знакомства
Одним из самых больших недостатков работы в новой отрасли является отсутствие связей. По словам Дина, в этой ситуации нужно налаживать контакты со специалистами любого уровня — от рядовых сотрудников до топ-менеджеров, поскольку любой из них может пригодиться на определенном этапе. Простой способ завести знакомства — выделить круг людей, которые вам наиболее интересны, и найти их аккаунты в соцсетях. Возможно, кто-то из них не заинтересуется вашим предложением, но порекомендует кого-либо из своих коллег, которые окажутся полезными для вас. По признанию Дина, налаживание связей помогает ему перенимать знания у экспертов и получать от них обратную связь, когда он представляет на суд свои бизнес-идеи.
Смотрите на происходящее глазами новичка
«Несомненно, быть экспертом в своей отрасли — это здорово. Однако, добившись высокого статуса, вы можете впасть в заблуждение, что знаете ответы на все вопросы. Пребывать в такой иллюзии особенно опасно в наши дни, когда мир меняется каждую секунду», — подчеркивает Дин. По его словам, также необходимо избегать пессимистических мыслей наподобие «Мы никогда не сможем это сделать». Это связано с тем, что подобный настрой ограничивает человеческое мышление и любопытство. В основе всего, что я делаю, признается основатель Woodseer, находятся непредвзятость, открытость новым идеям и стремление объединить, казалось бы, несочетаемые элементы.
Как понять, удачное ли сейчас время для запуска бизнеса