Самый важный этап в любом бизнесе — это его старт. Тот самый момент, когда рождается идея, появляются партнеры. В конце концов, когда надоедает согласовывать свои амбиции с интересами работодателя. В этом случае человек сбрасывает с себя рутину подчиненного и примеряет костюм независимого игрока рынка. Но тот суверенитет, о котором мечтают многие служащие по найму, на деле оказывается намного сложнее. Особенно в самом начале. Переход с одной работы на другую и без того сопряжен с большими рисками. А уж если вы планируете основать свое дело — тут и вовсе нужно подходить к вопросу расчетливо. О том, как это сделать, мы поговорили с Романом Романчук, основателем и генеральным директором рекламно-производственной компании Pride Group. В свое время Роман, устав от статуса наемного менеджера, использовал накопленные знания и начал свое дело. Что из этого вышло (а вышло немало), читайте в нашем материале.
Мой профессиональный опыт начался в Краснодаре. Около 5 лет я проработал менеджером по продажам в местном рекламном агентстве. Решение уехать в Москву у меня формировалось постепенно, но отчетливо. В какой-то момент я понял, что уперся в потолок. И речь даже не об уровне дохода. Просто стало ясно, что мое развитие остановилось, что за последние два года в профессиональном плане не произошло никаких изменений.
Переехав в Москву, я сразу же влюбился в этот город. Масштаб, который здесь проявляется во всем — в архитектуре, менталитете, бизнесе, — полностью соответствует моим амбициям и целям. Я практически сразу устроился в одну солидную рекламно-производственную компанию. Это был мой первый опыт работы в столь крупной организации: большой офис, многочисленный штат (около 100 человек). В общем, меня это впечатлило. Там я занял ту же должность, которая у меня была Краснодаре, — менеджер по продажам. Обязанности были стандартные: поиск клиентов и обработка их заказов. Прошло примерно полтора года, и я снова столкнулся с прежними ощущениями. Тот же потолок, который снова указывал на торможение в развитии. Однообразная работа, никакой динамики и перспектив — каждый день ничем не отличался от предыдущего. К тому же там поменялось руководство, а потому все больше поручений мне казались странными, идущими в разрез с моими представлениями о том, как надо работать. В итоге я ушел.
После увольнения планировал месяц не работать. Это время хотел посвятить отдыху, а также понять, в каком направлении двигаться дальше. Так сказать, найти себя. Спустя неделю отдых прервал телефонный звонок. Звонил клиент с бывшей работы — LC Waikiki. Надо сразу сказать, что на предыдущем месте я вел двух крупных заказчиков, с которыми у меня наладились хорошие деловые связи. Так вот, LC Waikiki был одним из них. Поэтому, узнав, что я уволился, они позвонили на мой личный номер. Расстроились, спрашивали, как же так? На кого я их оставил? В общем, они предложили мне заказ. Учитывая, что в тот момент мне нужны были деньги, чтобы заплатить за аренду квартиры, долго я не сомневался. Это был первый раз, когда я должен был полностью выполнить заказ самостоятельно. Тут мне пригодился мой краснодарский опыт — находить подрядчиков и устанавливать с ними выгодные деловые отношения. В итоге работу я выполнил и получил за нее деньги.
То, что произошло дальше, я называю отправной точкой нового этапа моей жизни. Когда поступил первый заказ, я еще не знал, в каком направлении стану двигаться дальше. Все изменил второй. Как сейчас помню, я находился в аэропорту, собирался лететь в Берлин на отдых. Увидел входящее письмо от LC Waikiki: нужно срочно сделать переоформление всей сети. А у меня буквально через несколько минут рейс. Тут я вспомнил о своем друге Жене Денисенко. Мы с ним познакомились на моем предыдущем месте работы; он оттуда уволился немного раньше меня. Кстати, сейчас Женя — мой единственный полноправный партнер по бизнесу. В тот день я связался с ним прямо из аэропорта и предложил взяться за этот заказ. Он согласился и выполнил его, пока я был в Германии. По возвращении мы с ним встретились, чтобы обсудить план дальнейших действий. Поговорив и все просчитав, приняли решение двигаться в том же направлении — рекламное оформление торговых сетей. С этого началось строительство нашей компании.
Первые полгода, с февраля по август, мы вели дела прямо из кухни квартиры, которую я снимал. Женя, мой партнер, каждое утро приезжал ко мне домой как в офис. Мы забивали кальян и садились работать. Пространство с нами делил мой кот, бегающий под ногами. Наверное, не каждый офис может похвастаться такими условиями: кухонный стол, кальян, кот. Но главное, что мы могли работать. Поэтому сейчас, когда у меня спрашивают, что нужно, чтобы начать свое дело, я отвечаю: «Если у тебя есть кухня, то для начала этого достаточно».
Первые полгода мы продолжали работать с LC Waikiki, которые, кстати, до сих пор являются одним из наших основных партнеров. Параллельно нарабатывали новые заказы. Спустя время появился еще один флагманский партнер — Lady & Gentleman, — с ними мы также продолжаем сотрудничество по сей день.
Одним из важных элементов профессиональной этики Pride Group является их отказ от термина «клиент». Своих заказчиков они называют исключительно партнерами. Причем данному принципу они следуют даже в пределах офиса, когда обсуждают заказчиков между собой.
Помню, как в феврале нам поступил заказ от Lady & Gentleman на 850 тыс. рублей. Тогда нам эти деньги казались немыслимыми. Но уже в апреле наш оборот составил около 2,5 млн рублей. Было ощущение, что мы находимся на вершине мира. Если после увольнения с предыдущего места я переживал, что не смогу найти деньги на оплату квартиры, то позже подобных страхов не было совсем.
В общем, время шло, продажи росли, количество оформляемых магазинов становилось все больше. Спустя еще полгода, в сентябре, мы поняли, что пора обзаводиться собственным офисом. Скрутили кальян, попрощались с котом и уже в октябре переехали в новое помещение. Продолжили работу, только теперь, помимо офиса, у нас появился новый сотрудник — моя жена. Так проработали до конца года. Но уже в январе пришло понимание, что необходимо развивать собственное производство рекламных материалов. Сняли еще одно помещение (через дорогу от нашего офиса) и купили туда новый принтер почти за 2 млн рублей. Что важно — покупку совершили за счет собственных средств, кредит не брали. Для нас это был очередной переломный момент. Заказов становилось все больше, но нужно было еще. Решили увеличить количество продажников. Я предложил жене попробовать себя в этой роли. (До этого она приходила к нам, чтобы помочь справиться с документооборотом.) И вот человек, который на протяжении всей своей карьеры работал исключительно юристом, на данный момент, по моему мнению, является лучшим продажником в Москве. На ней завязаны 10 ключевых наших заказчиков. Например, она привлекла к сотрудничеству с нами сеть MODIS. Работаем с ними уже пятый месяц, переоформляем их магазины. Также благодаря ей среди наших партнеров появились Baon, US Polo, Cacharel. Из последних: Mascotte, Tom Tailor.
Pride Group работает с сетями, у которых в наличии не менее 40 торговых точек. Именно поэтому среди их заказчиков преобладают именитые бренды. Помимо указанных, партнерами компании являются Hoff, Zolla, Emporio Armani, MEUCCI, Laurel, Piquadro, Яндекс и другие.
Чуть больше чем за год с момента основания компании в нашей команде появилось больше 20 человек, мы наработали солидную базу партнеров и обзавелись собственным производством. Не так давно, кстати, арендовали еще одно помещение под цех и закупили оборудование почти на 5 млн. Когда у меня спрашивают, как нам это удалось, то я отвечаю просто: «Интересы заказчика для нас важнее денег». Звучит банально и неправдоподобно, но наш пример показывает, что такой подход работает. И только такой. Некоторые компании не могут удовлетворить пожелания заказчиков и при этом даже не пытаются под них подстроиться. Мы же ориентированы на современный подход. Если просят сделать именно так и никак иначе — значит, мы делаем. То есть не заказчик подстраивается под наши возможности, а мы под него. Это и является главной причиной, по которой нам удается получать таких крупных партнеров и продолжать с ними длительное сотрудничество. И это далеко не конец. Мы совершенно точно станем самой крупной по количеству клиентов компанией этого сегмента в России. Причем останавливаться лишь на рекламе не собираемся. Сейчас есть планы по созданию заведений фастфуда и кальянных. Также в перспективе хотим заняться инвестированием в интересные стартапы. Но это чуть позже. А пока в планах продолжать увеличивать производственные мощности компании.