Идея есть — денег нет: как стартапу найти своего инвестора
По мнению гендира IT-компании «Инфомаксимум» Александра Бочкина, еще 8-10 лет назад быть стартапером в России значило выживать. Не существовало нынешних форм государственной поддержки для малого бизнеса, не было предусмотрено льгот, да и бизнес-ангелы в то время только стали появляться. Сейчас при наличии действительно стоящей идеи и упорства добиться успеха — гораздо более выполнимая задача. Ниже Александр рассказывает, как это сделать.
Почти 12 лет назад, когда я только создал компанию, у нас была отличная идея, но полное отсутствие понимания, как ее реализовать. Мы начинали с маленького офиса на базе местного университета и «пилили» кастомные решения, а в результате пришли к созданию первой российской системы класса process mining.
Было просто? Нет. Пришлось учиться думать как бизнесмен, создавать команду, считать деньги. Мы прошли долгий путь проб и ошибок, но главное — никогда не сдавались. Зато сейчас в числе наших клиентов — ООО «Норникель — Общий центр обслуживания», который предоставляет комплексные услуги для совершенствования основного бизнеса ПАО «ГМК «Норильский никель», а также «НЛМК-Инжиниринг» — один из крупнейших проектных институтов в российской металлургии — и еще более 1200 компаний.
Сегодня помощь стартаперам оказывают инвесторы, которые готовы вкладывать в развитие идей. И хотя современную экономику штормит на фоне ситуации с коронавирусом, кризис не повод отказываться от поиска инвесторов. Конечно, их число сократилось, а конкуренция среди стартапов продолжает расти. Но для тех, кто будет готов вложить средства, сегодня в еще большей степени имеют значение бизнес-показатели.
Я общался со многими инвесторами и сформулировал несколько советов, которые могут пригодиться начинающим предпринимателям:
Инвестируют не в большие, а в быстрорастущие стартапы
Прежде чем создавать продукт или предлагать услугу, подумайте: во сколько раз ваш проект можно масштабировать? Нет интереса вкладывать деньги в бизнес, который не выберется за границы региона России. А вот вложиться в развитие стартапа, способного вырасти в 40-50 раз, — другое дело.
25 причин, по которым стартапу откажут в инвестициях
Причем минимальный рост за два года должен составлять х10. Но тут главное не торопиться: преждевременное масштабирование может сыграть злую шутку, как, например, с основателями компании Coolest. Они создали термосумку, собрали больше $13 млн инвестиций и самонадеянно проскочили стадию мелкосерийного производства. Итог: ребята набрали обязательств на промышленную партию, но при этом не проработали стратегию развития. Как результат, себестоимость продукта превысила конечную цену.
Забудьте правило «старый друг лучше новых двух»
С инвесторами все иначе: лучше несколько, чем один. Чем больше людей заинтересованы в развитии вашего бизнеса, тем больше они смогут подключить связей, которые поспособствуют продвижению. И еще: один инвестор — это отсутствие выбора. А если ему разонравится нянчиться с вашим проектом или захочется вложиться в другой стартап? Подумайте над этим.
Не отдавайте больше 20% на раунде
Если первый инвестор будет и последним, это на 90% гарантирует скорую «смерть» стартапа. В этом случае чем больше раундов, тем лучше.
Поддерживайте постоянный режим обратной связи
Инвесторы — люди более опытные, а это значит, что на ранних стадиях возникновения проблем или новых, незнакомых вам ситуаций они смогут подсказать, направить и снизить критический уровень ошибок. Инвесторы вкладывают деньги, а значит, рискуют. Поэтому не менее вас заинтересованы в ликвидации неприятных ситуаций.
Продавайте стратегам
Этот совет я услышал от одного известного бизнес-ангела России — делюсь. Дело в том, что стратеги покупают продукты, которые можно транслировать на свою базу, в результате чего быстро отбивают вложения.
Не бойтесь венчурных фондов
Коэффициент доходности у фондов меньше, но и риск потери денег тоже. Правда, будьте готовы к большому объему бумажной работы. Коммерческий фонд или государственный — придется соблюдать правила и предоставлять отчетность.
Кстати, сотрудничество с госисточниками финансирования пойдет на пользу стартапам, которые работают на B2G рынке, нацелены на решение важных социальных проблем или на работу с государственными и окологосударственными корпорациями. Последние, как правило, имеют возможность решать вопросы на всех уровнях исполнительной власти и реально могут помочь в вопросах поиска деловых контактов.
И еще кое-что. Чем больше требуется денег для развития стартапа и достижения следующего этапа ценности, тем большую долю попросит инвестор. Потому что увеличиваются риски. Если же вы ищите партнера на этапе, когда уже есть продукт/услуга, клиенты, команда, отработаны техники продаж, а средства нужны для масштабирования, на раунде инвесторы могут запросить меньше 20%.
А теперь о том, какие направления сейчас будут наиболее привлекательны для инвесторов с учетом сложившейся ситуации. Эксперты говорят о развитии онлайн-технологий, поскольку люди все больше уходят в сеть. Поэтому там есть где развернуться, предлагая:
- дистанционное образование;
- шоппинг;
- отдых и развлечения;
- занятия спортом;
- консультационные услуги.
Кризис — это время возможностей. Поэтому не стоит опускать руки: сейчас самое время переформировать силы, составить максимально прозрачное предложение, четкий бизнес-план — и действовать.