Клубная отрасль всегда держалась особняком от остальных заведений общественного отдыха. Обладая признаками привычного общепита, ночной клуб обязан иметь перечень дополнительных профильных элементов, обеспечивающих ему специфический статус. Это делает данный бизнес уникальным с организационной точки зрения, что накладывает на его владельца ряд определенных трудностей. О чем нужно знать, чтобы открыть собственный ночной клуб, нам рассказал Дмитрий Лицентов — предприниматель и бывший владелец ночного клуба BROOKLYN HALL.
Если я собираюсь открыть ночной клуб, о чем мне следует подумать в первую очередь?
Первое, о чем нужно позаботиться, — это место. Если говорить о Москве, то оно должно быть как можно ближе к станции метро. Практика показывает, что этим транспортом посетители клубов пользуются чаще и охотнее, чем такси. Что касается самого помещения, то необходимо позаботиться о его грамотном оформлении. В частности, в заведении должно быть несколько так называемых «точек притяжения» — это места, в которых посетитель захочет сделать фото и затем выложить его в Instagram или куда-нибудь еще. Именно благодаря этим точкам ночной клуб в дальнейшем можно будет визуально идентифицировать. Их обустройство должно соответствовать предназначению: красивый дизайнерский фон, хорошее освещение. Также вам следует позаботиться о поиске спонсоров, чья атрибутика будет фигурировать в разных частях интерьера. Примеры этого вы могли наблюдать сами в виде вывесок или постеров с логотипами известных брендов алкоголя.
Насколько важно при этом самому любить подобный отдых? Действительно ли ночные клубы открывают тусовщики и как это помогает при поиске персонала?
Если вы открываете ночной клуб и собираетесь управлять им самостоятельно, то, конечно, вам лучше быть вовлеченным в эту атмосферу. В противном случае можно делегировать эти полномочия менеджеру. Тогда вашей задачей будет найти того самого человека, который знает отрасль, так сказать, изнутри. Он, в свою очередь, возьмет на себя все организационные функции, в том числе и поиск персонала. В случае с последним главная трудность заключается в подборе охраны. Совершенно очевидно, что клубная охрана отличается от той, которую вы видите в магазинах или торговых центрах. Поэтому такие услуги предоставляют специализированные ЧОПы, которых в Москве, на самом деле, не так много. В других городах, наверное, еще меньше. Выбор обслуживающего персонала для ночного клуба — бармена, официантов — мало чем отличается от других заведений. Любой работодатель ждет от таких сотрудников в первую очередь порядочности. При этом с вашей стороны как руководителя клуба — обеспечить им адекватных посетителей. И в зависимости от платежеспособности последних стоит выбрать тот или иной принцип начисления зарплаты. Тут есть два традиционных способа: оклад или оклад плюс чаевые. Естественно, во втором случае фиксированная часть будет небольшой. Но поскольку в последнее время посетители все реже оставляют на чай, то и большинство обслуживающего персонала работает по ставке.
Имеет ли значение качество кухни в ночном клубе?
Кухне, пожалуй, стоит уделять наименьшее внимание. Исключение могут составлять заведения, регулярно принимающие у себя различные мероприятия, которые предполагают обильное меню. Если же это классический ночной клуб, то еда в нем выполняет, скорее, номинальную функцию и представлена в виде легких закусок: сэндвичи, чипсы, тарталетки. Обычно все это доставляется кейтеринговыми службами, и такой еды оказывается вполне достаточно. К тому же стоит понимать, что наличие кухни в клубе — это дополнительные инвестиции, причем существенные. То есть при составлении бизнес-плана вам придется заложить в него покупку оборудования, оплату труда поваров и прочего кухонного персонала. При этом появляются дополнительные требования к арендуемому помещению, соблюдению санитарных норм, общению с проверяющими органами. И все эти издержки абсолютно не оправданы с позиции потребительского спроса, поскольку еду в клубах заказывают крайне редко либо не заказывают вообще. Это еще имело смысл каких-нибудь 5-7 лет назад, когда ночной клуб не мог считаться полноценным заведением, если в нем не было кухни. Но сейчас ее наличие — явное излишество.
Кстати, о том, что было раньше. Можно ли сказать, что популярность ночных клубов со временем угасает?
Угасает прежде всего платежеспособность населения. А это, как вы понимаете, приводит к падению посещаемости клубов, а соответственно, и их количеству. В московских клубах средний чек упал до 750 рублей, что смертельно для заведения. В столице, чтобы ночной клуб успешно функционировал и развивался, клиент в среднем за ночь должен оставлять не меньше 1,5 тысяч. Это если говорить про заведения вместимостью от 200 до 1000 человек. В клубах побольше, возможно, совсем другая математика. Поэтому да — популярность ночных клубов угасает и причина этому до неприличия банальна: у народа просто нет денег.
Как изменился отдых в ночных клубах за последние 5-10 лет? Чего сейчас ждут посетители?
Если еще несколько лет назад люди шли в клуб, чтобы с кем-нибудь познакомиться, выпить или просто потанцевать, то сейчас они ищут возможность сделать как можно больше фотографий — со всеми вытекающим последствиями. А это и падение среднего чека, и, возвращаясь к ответу на первый вопрос, дополнительные требования к интерьеру. Что касается музыки и развлекательных программ, то на них оказывают естественное влияние культурный контекст и сменяемость поколений. Вполне логично, что репертуар 10-летней давности будет отличаться от нынешнего. Как и то, что для людей разных возрастов подходит разная музыка. Тут выбор обычно исходит из портрета вашей целевой аудитории. Но делать что-то в рамках только одного культурного направления сегодня является нецелесообразным и рискованным. Это, скорее, история 10-летней давности, когда в каждом конкретном заведении играл определенный стиль музыки. Сегодня клубы стараются подстроиться под несколько потребительских групп и могут менять свой репертуар и общую стилистику неоднократно в течение одной недели. Допустим, в четверг выступают виолончелисты, в пятницу играет какой-нибудь рейв с трансом, в субботу — хип-хоп или поп. И под каждый из этих форматов, как правило, обновляются и декорации, и звуковое оборудование.
Какие основные трудности этого бизнеса вы можете назвать?
Главная трудность — это проверяющие органы. Поскольку вы организовываете место массового скопления людей, вам придется столкнуться с многочисленными проверками разных инстанций. Но трудность заключается именно в том, что требования этих органов часто противоречат друг другу, и выполнять их иногда не представляется возможным. Приходится договариваться с каждым, и какой будет результат — неизвестно. Собственно, это и есть самая сложная задача при открытии ночного клуба. Все остальное вполне реализуемо.
Сколько денег примерно нужно вложить в открытие одного клуба?
На клуб вместимостью около 1000 человек необходимо порядка 5 млн рублей, это если без кухни. Данная сумма вполне способна окупиться примерно за 2-3 года работы заведения. Конечно, величина инвестиций может отличаться в зависимости от размера клуба, его стилистики, дороговизны ремонта. В целом сумму вложений можно разделить на две части: так называемые недвижимые траты — аренда помещения, декорации, оборудование — и культурная программа. В последнюю входят в том числе артисты, которых вы планируете приглашать для выступления в заведении. И на их гонорары порой уходит до 50% всех стартовых инвестиций.
Как заработать современному музыканту, если не играть на свадьбах и корпоративах