Почему повысили утильсбор и как это скажется на рынке авто и рядовых автолюбителях
С 1 октября в силу вступила прогрессивная шкала индексации утильсбора. Новость эта не порадовала ни автовладельцев, ни перекупов, даже дилеры напряглись, так как значительно возросшие цены скажутся на покупательской способности в целом. В течение шести лет из года в год ставка утильсбора будет расти, и по мнению экспертов, к 2030 году цены на авто могут увеличиться в два раза. Мы идем к тому, что транспорт для рядовых граждан будет менее доступным, чем сегодня, в нынешней ситуации машина из средства передвижения уже превратилась в роскошь, что же говорить о будущем? Сегодня разберемся, для чего эта мера нужна и в чем необходимость принятия подобной инициативы.
Почему решили повысить утильсбор
Спойлер: не для того, чтобы жизнь рядового автолюбителя стала проще, но инициативу позиционировали, исходя из принципов благородства и добродетели (нет). Итак, в 2022 году из России ушли многие автобренды, рынок ненадолго опустел, но вакуум тут же был заполнен китайцами. На тот момент они предлагали автомобили, которые по соотношению цена-качество смотрелись более выигрышной альтернативой, нежели отечественная «Лада».
Ужа тогда владелец «АвтоВАЗа» Максим Соколов предложил печально известную прогрессивную шкалу утилизационного сбора, но большинство представителей рынка восприняли такую идею крайне негативно, так как народ и так находился в стрессе из-за глобальных перемен.
И вот, спустя пару лет, зловещий план все же был претворен в жизнь. По идее, такая мера должна стимулировать зарубежных партнеров собирать авто на территории России, тем самым стимулируя экономику страны, а пострадают от нововведения лишь физлица, которые ввозят нелокализованные авто из других стран — позиционировали нововведение именно так. Увы, но пострадают все.
На самом деле эта мера создана в большей мере для поддержки «АвтоВАЗа», так как продажи, даже на фоне санкций и отсутствия сильной конкуренции в первые полтора года санкционного периода, не показали положительной динамики. Неэргономичные, не самые комфортные и, что самое главное, не очень уж безопасные авто граждане нашей страны покупают нехотя. Вместо того чтобы работать над качеством, улучшать характеристики, производитель пошел по иному пути, используя рычаги в гос. аппаратах явно не в интересах народа.
Есть еще один примечательный факт: оказывается, было и общественное обсуждение спорного проекта, в котором «за» проголосовал 9221 человек, а «против» — 14517 человек. Но как будто учли удобное мнение согласных.
Что нас ждет дальше
По прогнозам специалистов, уже в этом году цены на автомобили вырастут на 10–15%, и точно такая же тенденция будет наблюдаться и в 2025-м. Также рынку стоит готовиться к спаду, так как в сентябре наблюдался скачок продаж перед ожидаемым ростом стоимости на зарубежные марки с начала октября. Но не стоит обманывать себя — наши производители тоже со временем повысят цены, так как сам рынок будет диктовать условия. Себестоимость производства не вырастет, но на фоне общего роста цен «АвтоВАЗ» не упустит возможность заработать сверху еще чуть-чуть. Через 5–6 лет и вовсе мы можем увидеть ценник х2 от нынешних.
В перспективе пяти лет мы получим ситуацию, когда большинство семей не смогут позволить себе иметь автомобиль, обслуживать его станет гораздо дороже, так как тренд на подорожание затронет и смежные направления.
Есть ли шанс, что цены не улетят в космос
Призрачная надежда все же имеется, да и как жить без нее. Возможна ситуация, при которой рынок начнет стагнировать или вовсе критически просядет, так как одни не смогут позволить себе купить автомобиль, а другие сочтут цены на конкретные модели просто неадекватными, и она заставит власть имущих пересмотреть данное постановление. Транспорт будут приобретать из нужды, и в первую очередь именно дилеры прочувствуют на себе настроение народа. Для экономики страны этот момент также является сложным, так как покупательская способность в данном секторе катастрофически упадет. Ввиду всего вышесказанного, ВОЗМОЖНО, законотворцы пересмотрят свое отношение к данной инициативе и мы уйдем от печальной схемы прогнозируемого, но неадекватного ежегодного роста стоимости автомобилей.
Китайская экспансия: как за год Поднебесная захватила российский авторынок
Что необходимо учесть при открытии магазина автомобильных запчастей