Бизнес,Рынок
16 сентября, 2024

Каким стал рынок грузоперевозок в 2024 году

Поговорим о тенденциях рынка логистики, перспективах и возможностях, которые дарят крупные агрегаторы малому бизнесу.

Студия Red Barn и бизнес-журнал Hussle.ru выпускают совместный проект — подкаст Hussle. В каждом выпуске мы будем говорить о новостях из мира бизнеса, управления и финансов, разбираться в самых актуальных и важных событиях, анализировать тренды и тенденции, выявлять лучшие практики и делиться опытом успешных предпринимателей и руководителей на территории России. Расскажем, как начать свое дело с нуля, привлекать клиентов, продвигать свой бренд, управлять финансами и многое другое. Сегодня поговорим об изменениях, которые произошли внутри логистической сферы в России. Яндекс Доставка развивается во всех сегментах рынка логистики, предлагает комплексные решения для самых разных компаний. Все за счет единой технологической платформы, интегрирующей различные виды доставки фактически под любой запрос бизнеса. Такой подход позволяет значительно снизить себестоимость транспортировки, благодаря чему делает ее максимально эффективной. Как работает этот инструмент — будем выяснять далее, а поможет нам разобраться в этом вопросе Иван Ишуткин — руководитель грузового направления Яндекс Доставка.

Как изменился рынок грузоперевозок за последние пару лет, что кардинально изменилось?

Я бы не сказал, что были кардинальные изменения, скорее, часть тенденций стали более острыми, например вопросы, связанные с рабочей силой, ее удорожанием. Пожалуй, это одна из главных болей последних лет. Из этого возникает вопрос: готов ли рынок меняться под эти требования, оставаясь скоростным, оперативным, но с учетом новых условий? Наши потребители довольно требовательны, и мы не можем позволить, чтобы качество сервиса падало.

Ваш коллега в интервью отметил, что в России наблюдается огромный дефицит кадров и значительная инфляция стоимости услуг специалистов в этой области, чем это вызвано и какие проблемы могут возникнуть ввиду этих сложностей?

Причин тут множество: демографическая — она не то чтобы неочевидная и наблюдается в нашей стране уже много лет. Далее можно отметить внешнеполитические факторы, интерес населения к другим сферам и конкуренцию отраслей — это влияет на стоимость рабочей силы. Да, проблема есть, но вопрос заключается в том, как логистические компании ответят на этот вызов, а ответ довольно очевиден: необходимо идти в сторону улучшения условий труда, повышения производительности, внедрения технологий и автоматизации процессов на всех уровнях.

Насколько санкции изменили рынок грузоперевозок в РФ? И успели ли мы к этому адаптироваться? 

В части нашей страны значительное влияние оказывают решения тех или иных брендов уйти из страны, закрыть свои производства — скорее именно это оказывает влияние на рынок. Но если мы говорим о перевозках между городами, которые находятся недалеко друг от друга, и они преимущественно малотоннажные, то тут основную потребность закрывают отечественные авто. Сейчас местные производители и другие, сумевшие выйти на наш рынок, эту потребность закрывают. Проблема заключается в экономической плоскости — транспорт стал значительно дороже, плюс текущая ставка по кредитам, которая ощутимо возросла и усложняет работу с лизинговым плечом для логистических компаний.

Насколько все вышеперечисленные проблемы влияют на конечную стоимость грузоперевозки?

Очень сильно. Значимая часть себестоимости — это оплата труда, лизинговые платежи, амортизация автомобиля, обслуживание, бензин и т. д. Не скажу, что доходы логистов сегодня настолько огромны, что за счет собственных средств удается сдерживать факт удорожания стоимости грузоперевозок. Но при этом можно решить эту проблему двумя путями: переложить все издержки на клиента или же попытаться сохранить себестоимость за счет скорости и технологичности.

Тогда закономерный вопрос: как можно уменьшить себестоимость логистики и сроки?

Электронная коммерция в связке с логистикой работают над скоростью, пусть даже где-то это будет в ущерб цене. Плюс-минус 100 рублей для многих клиентов не играют роли, важна оперативность и своевременность доставки. Для самых крупных городов необходимо доставлять день в день, для городов, где живет около миллиона жителей, — один день, тенденция идет в сторону скорости. Но не стоит недооценивать оптимизацию логистической деятельности — например, сначала товар идет в распределительный хаб, затем на склад, после чего в точку выдачи, где его забирает клиент. Каждая новая цепочка — это удорожание, и когда речь заходит об огромной сети, то тут человек в одиночку вряд ли справится, и мы прибегаем к помощи алгоритмов, которые эффективно работают с большими объемами данных.

Есть ли разница грузоперевозок в городах-миллионниках и небольших городах? Влияет ли объем перевозимой продукции на стоимость?

Конечно же, чем больше объем, тем лучше работают логистические потоки, ниже стоимость, и конечный пользователь заплатит меньшую сумму. Исходя из этого в городах миллионниках мы наблюдаем более стабильный спрос и потребление. Что касается скорости, то потребители услуг в городах численностью менее полумиллиона не так требовательны к скорости и не так избалованы, как жители мегаполисов. В небольших регионах не стоит проблематика скоростей, важна надежность, точность и соблюдение сроков.

Чем отличается сервис-агрегатор от логистической компании?

Если мы возьмем отрасль такси, то можем наблюдать, как за 20 лет эта сфера изменилась в лучшую сторону с точки зрения удобства, сервиса, доступности. Такая же тенденция наблюдается и в области логистики. Пришла цифровизация, прозрачность. Если возвращаться к вопросу различий между логистической компанией и сервисом-агрегатором, то в первом случае мы подразумеваем наличие обширного автопарка, наличие складских помещений, выстроенных цепочек доставки товара, а агрегаторы — это, скорее, технологический сервис, который под собой объединяет большое количество логистических партнеров. Главное отличие заключается в том, что агрегатор может объединять множество разных партнеров, сохраняя при этом высокий уровень стабильности, цифровизации и прозрачности своей деятельности.

Что отличает Яндекс Доставку от других логистических компаний?

Мы создаем классные продукты, инвестируем в технологии и активно развиваем это направление, IT и аналитическую экспертизу. От классической компании мы отличаемся использованием нашей главной компетенции — это технологии, и вокруг них мы строим весь операционный процесс. Мы стабильны, устойчивы, у нас огромное количество партнеров, которые работают по правилам единой тарифной сетки, страхования, поддержки. У нас огромная география, а наши партнеры «на земле» помогают оказывать услуги качественно во всех плоскостях.

Для каких компаний и видов бизнеса подходит некий логистический аутсорс, который вы предоставляете?

Мы не пытаемся забрать на себя всю логистику клиента, а скорее помогаем наладить процесс доставки исходя из требований бизнеса, его масштабов и конечного этапа, который определяется местом, куда или кому должен прийти товар. Важно понять конкретные боли на конкретных участках перевозки и отработать тот сценарий, который и закроет проблемы наших партнеров.

Представим, к вам приходит клиент с запросом, к которому нет готового сценария. Например: перевезите слона. Что будете делать?

Я обязан уточнить, что перевозка животных у нас запрещена и этим мы не занимаемся. Но если взять конкретную ситуацию, то, во-первых, необходимо понимать, что у нас высокая вариативность, но крупная компания не станет искать решение, если эта боль, с которой к нам обратились, не конкретная боль отрасли в целом. Во-вторых, «перевези слона» равно «доставьте в точку А из точки Б что-то крупногабаритное, с чем я сам не могу справиться». Мы смотрим, к какой части логистического процесса относится данная задача, затем определяем, насколько она типовая, после чего вносим небольшие изменения в сам процесс и работаем.

Давайте немного пофантазируем о том, какой будет доставка через 5–10 лет?

  1. Логистика для Е-COMа будет убыстряться, привлекая для этого разные технологии.
  2. Изменений в большой межмагистральной логистике я не предвижу. Вряд ли в этот период по всей стране огромные беспилотные фуры начнут перевозить грузы, так как такие технологии во всем мире не получили массового применения, они жутко дорогие, а у нас еще и дороги не везде позволяют — будем говорить прямо.
  3. Актуальность классической доставки курьерами, доставка через ПВЗ будет сохраняться. Даже через 10 лет не факт, что роботы-доставщики будут по всей стране.
Спонсор выпуска — Яндекс Доставка — разная доставка по России для разных задач вашего бизнеса.

Слушай подкаст Hussle на платформах «Яндекс Музыка», Apple Podcasts, Castbox, Spotify, Soundcloud, Podcasts и Telegram.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: