Марат Бабаев
Марат Бабаев
31 июля 2020

Психология цвета: как увеличить продажи с помощью красок

Цвета в визуальном оформлении бизнеса — вопрос прежде всего маркетинга, а не личного предпочтения. Если спросить у человека: «Какой ваш любимый цвет?», — то в детском и взрослом возрастах он, вероятно, ответит по-разному. Все потому, что жизненный опыт трансформирует восприятие оттенков, а каждый из них, в свою очередь, взывает к определенным эмоциям. В связи с этим, выбирая цвета для логотипа своей компании, интерьера помещения и даже дресс-кода сотрудников, полагаться только лишь на личный вкус — ошибка. В контексте бизнеса в приоритет должен ставиться академический подход, о котором рассказывает вице-президент по торговле компании Sharptek Supply Рич Шарптек.

Психологические исследования

Существует огромное количество исследований на тему того, как цвета влияют на настроение людей. В психологии есть для этого отдельное направление, в рамках которого ученые на протяжении уже более 100 лет изучают зависимость между увиденным оттенком и поведением человека. Результат вековых трудов оформился в убедительные статистические данные: 93% решений о покупке принимаются клиентами на основе визуальных элементов; 85% из них в качестве главного элемента указывают цвет.

С учетом представленных данных пренебрегать выбором цветовой маркировки для бизнеса нельзя, равно как и полагаться в этом на интуицию. «Независимо от того, выбираете ли вы цвет при создании своего логотипа, оформлении рекламной кампании или покупки рубашек для персонала, заставьте опыт психологических исследований работать на вас, — говорит Шарптек. — Наука показывает, что цвет способен серьезно повлиять на решение клиента о покупке, а значит, и на успех бизнеса в целом».

Влияние цвета на продажи

Когда потенциальный покупатель посещает ваш сайт или заходит в магазин, он подсознательно считывает визуальные ориентиры, которые вы предоставляете. Это приводит к мгновенной оценке посетителем как самой компании, так и продуктов, в ней представленных. Как показали исследования, цвет формирует до 90% этого восприятия. По заверению психологов, более половины потребителей не вернутся в магазин, если им не понравилась его эстетика.

Другое исследование доказало, что яркие логотипы, униформа и рекламные объявления распознаются в 42 раза больше, чем эквивалентный черно-белый дизайн. «Таким образом, костюм сотрудника, в котором присутствует, например, красочный галстук, с большей вероятностью вызовет положительный отклик у посетителей, чем обычная белая рубашка, — утверждает вице-президент Sharptek Supply. — При этом выбор того или иного цвета должен исходить из конкретной цели, поскольку каждый из них вызывает разные эмоции. Например, красный оттенок часто используется в вывесках «распродажа» или призывах совершить целевое действия на сайте. Данный выбор обусловлен тем, что красный является психологическим раздражителем и стимулирует активность». Популярность красного оттенка среди маркетологов объясняется еще и тем, что при взгляде на него клиент склонен к более резкому и спонтанному принятию решения, чем обычно.

Как цвет повышает производительность персонала

Значение цвета для бизнеса не исчерпывается влиянием только на покупательскую активность. Сотрудники также по-разному реагируют на свое рабочее пространство в зависимости от его оформления. Так, например, розовый цвет оказывает успокаивающее действие. Считается, что он снижает мышечное напряжение, нормализует работу эндокринной системы, обеспечивая при этом общее ощущение расслабления. Цвет способен оказывать влияние и на производительность работников. Доказано, что синие и зеленые оттенки способствуют концентрации, а яркие теплые тона, такие как желтый или оранжевый, повышают уверенность и моральный дух.

«Подходите осторожно к чрезмерному использованию красного, — советует Шарптек. — Несмотря на то что этот цвет положительно влияет на продажи, он считается агрессивным в качестве униформы, если только не несет символического подтекста, например, когда у вас магазин романтических подарков». Словам Шарптека вторят результаты исследований, согласно которым обилие красного цвета в офисе провоцирует снижение производительности, а порой и возникновение конфликтов между коллегами.

Выбор правильных цветов

Чтобы понять, какие цвета выбрать для визуальной упаковки бизнеса, необходимо рассмотреть свою целевую аудиторию и ее демографию по возрасту, полу, интересам и привычкам. Рич Шарптек говорит: «Подумайте о своем идеальном клиенте или сотруднике, а также о том, какие чувства хотите у него вызвать. Объедините эти два фактора и получите представление о выборе оптимального позиционирования цветом».

Исследование 100 ведущих компаний мира показало, что наиболее часто в цветовой гамме бизнеса встречается синий оттенок. Это обосновано с точки зрения продаж: синий притягивает максимально широкий диапазон покупателей — от импульсивных до экономичных. Кроме того, синий цвет ассоциируется с честностью и надежностью, а потому относительно часто встречается в сфере услуг и особенно в финансовом секторе. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Business Research, покупатели возвращаются в магазины с синим цветовым оформлением на 15% больше, чем, например, с оранжевым.

Зеленый — еще один часто используемый в продажах цвет. Он же является и удачным интерьерным решением для офисов, поскольку наряду с синим взывает к позитивным эмоциям сотрудников: ощущению крепости, здоровья, богатства. Этим объясняется его эксплуатация в медицинской, финансовой, розничной или пищевой отраслях. А природный символизм зеленого оттенка (напоминающего растительность) становится визуальным подспорьем для компаний, делающий упор на прогрессивные решения.

Психологи советуют не пренебрегать и черным цветом. Вынося за скобки его мрачный подтекст, эксперты отмечают положительную роль этого цвета в продажах и корпоративной эстетике. «Черный успешно используется в индустрии моды или является хорошим интерьерным решением во многих офисах. В бизнесе этот цвет достаточно часто транслирует зрелость и стабильность компании», — заключает Шарптек.

Оттенки золотого, серебряного или пурпурного в силу прямой ассоциации с богатством наиболее часто выражены в товарах люксового спектра. К ним можно отнести и фиолетовый, но его значение в бизнесе уходит гораздо дальше. Считается, что фиолетовый цвет способен повысить уверенность сотрудников в рабочей силе. Но его особенность заключается еще и в том, что это один из немногих гендерно противоречивых цветов: если женщины считают фиолетовый одним из любимых своих оттенков, то мужчины, напротив, причисляют его к наименее красивым. «Имейте это в виду, если ваша целевая аудитория относится преимущественно к одному полу, — говорит Шарптек. — Логотип, униформа сотрудников, рекламные вывески — все это ключевые элементы визуального позиционирования вашего бренда. После того как вы определите потребности своих клиентов и персонала, используйте знания в области психологии цвета, чтобы добиться максимальной эффективности принадлежащего вам бизнеса».

Правила хорошего фона: что нужно знать о музыке в вашем магазине