Родион Махов
Родион Махов
21 февраля 2025

Виды недобросовестной, но законной конкуренции

В мире бизнеса, где выживает сильнейший, конкуренция — это неотъемлемая часть сосуществования брендов, и порой она приобретает разные формы. Увы, но не всегда борьба за клиента ведется честно, и существуют методы, формально не нарушающие закон, но при этом наносящие ощутимый ущерб бизнес-визави и вводящие в заблуждение потребителей. Это и есть недобросовестная, но законная конкуренция — искусство балансировать на грани дозволенного, используя все возможности для достижения превосходства. Важно понимать, что грань между агрессивным маркетингом и недобросовестной конкуренцией крайне тонка. То, что одним кажется гениальным ходом, для других может выглядеть как аморальный поступок. Поэтому, прежде чем применять подобные методы (о которых сегодня мы и расскажем), необходимо тщательно взвесить все риски и подготовиться к последствиям.

Методы

Демпинг (агрессивное снижение цен)

Компания продает товары или услуги по ценам значительно ниже рыночных, иногда даже в убыток себе. Цель — привлечь максимальное количество клиентов и вытеснить конкурентов с рынка.
Пример: крупная сеть супермаркетов устраивает масштабную распродажу товаров первой необходимости, снижая цены до себестоимости или даже ниже, в то время как небольшие магазины не могут себе этого позволить и теряют клиентов.
Законность: само по себе снижение цен не является незаконным актом, но если оно осуществляется с целью монополизации рынка и уничтожения других представителей ниши, это может быть признано нарушением антимонопольного законодательства.

«Хищническое» ценообразование

Компания временно устанавливает очень низкие цены на определенные товары или услуги, чтобы привлечь потребителей и нанести ущерб иным представителям рынка. После того как оппоненты прекращают свою деятельность, цены возвращаются на прежний уровень или даже повышаются.
Пример: в свое время одна всем известная служба такси именно так и вытеснила более мелкие, локальные бизнесы по перевозке людей, после чего вернула цены на прошлый уровень.
Законность: сложно доказать, что снижение цен было осуществлено с целью «хищнического» ценообразования, если у стороны обвинения не найдется исчерпывающих доказательств.

Копирование и имитация продукции

Организация выпускает товары, внешне похожие на продукцию известных брендов, но более дешевые и, как правило, менее качественные. Цель — привлечь клиентов, желающих приобрести «аналог» известного бренда по более низкой цене.
Пример: сегодня ряд представителей бизнеса выпускают напиток в бутылке, похожей на Coca-Cola, но под другим названием и по более низкой цене. Но в современных реалиях это скорее связано с «уходом» бренда и желанием занять пустующую нишу.
Законность: закон запрещает прямое копирование товарных знаков и патентов, однако если используется другой дизайн и название, но при этом создается продукт, похожий на известный бренд, — бояться нечего.

«Паразитирование» на чужой репутации

В этом случае при создании рекламы используются упоминания известных брендов или событий без соответствующих прав и разрешений. Цель — привлечь внимание клиентов, ассоциируя себя с успешными и популярными брендами.
Пример: ритейлер, занимающийся продажей электроники, размещает на своем сайте баннер с логотипом Apple, не являясь официальным дилером этой компании.
Законность: прямое использование товарных знаков без разрешения правообладателя является незаконным, но если используется лишь упоминание о бренде — такой подход может быть признан вполне законным.

Черный PR (распространение негативной информации о конкурентах)

Речь идет о намеренном распространении слухов, ложной информации о конкурентах с целью подорвать репутацию и отпугнуть клиентов. Примеров может быть колоссальное множество, а подобные недобросовестные действия вполне могут счесть незаконными. Но есть нюанс. Например, мы понимаем, что распространение заведомо ложной информации, наносящей ущерб компании, является незаконным, но если распространяемые сведения сложно проверить или опровергнуть, то и наказания может не последовать.

Переманивание ключевых сотрудников

Тут все понятно: ценные кадры зачастую являются основой конкретного бизнеса, и потеря такого специалиста может негативно отразиться на всех процессах производства в целом. Но в этом нет ничего противозаконного: сотруднику предложили более интересные условия работы — он вправе уйти. Так что будьте на шаг впереди, создавая достойные условия для вашего персонала.

Захват доменных имен, созвучных с брендами конкурентов (киберсквоттинг)

Делается это путем регистрации доменов, похожих на названия брендов нишевых конкурентов, чтобы перенаправлять трафик на свой сайт или продавать эти домены им же по завышенной цене.
Один из наиболее распространенных примеров: создается доменное имя googl.ru с целью перенаправлять пользователей, случайно допустивших ошибку при написании адреса Google, на свой сайт. Данные действия могут быть признаны незаконными, если компания может доказать, что регистрация доменного имени была осуществлена с целью недобросовестной конкуренции и впоследствии имеет возможность получить права на него.

Что делать, если вы стали жертвой недобросовестной конкуренции?

  1. Соберите доказательства. Тщательно задокументируйте все факты, подтверждающие недобросовестную конкуренцию.
  2. Обратитесь к юристу. Проконсультируйтесь с профессионалом, специализирующимся на антимонопольном законодательстве. Так вы сумеете трезво оценить свои шансы на успех.
  3. Направьте жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). ФАС является органом, уполномоченным рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.
  4. Обратитесь в суд. В случае отказа ФАС в возбуждении дела или несогласия с решением службы вы имеете право обратиться в суд.

Сильно ли изменит отечественный рынок возвращение иностранных брендов

5 способов конкурировать с монополистами рынка